И года не прошло, как был опубликован законопроект, направленный на сохранение преемственности ответственности саморегулируемой организации при приёме в свои ряды строителей, ранее являвшихся членами СРО, исключённой из государственного реестра. Хотя нет – год прошёл. А во всей этой схеме трудно не узнать руку мастера. Точно так же в прошлом июле в давно пылившуюся папку с унылым законопроектом, получившим впоследствии номер 372, внесли несколько (десятков) революционных поправок, пыль с папки сдули и документ очень быстро провели через все процедуры законодательной системы.
Вернемся к законопроекту № 892161-6 «О внесении изменений в статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Изначально документ определял лицо, к которому должны быть предъявлены регрессные требования после перечисления Национальным объединением средств компенсационного фонда, а также лицо, несущее солидарную ответственность в случае, если Национальное объединение саморегулируемых организаций уже перечислило указанные средства. Однако, после рассмотрения законопроекта нижней палатой парламента (аккурат в День космонавтики) его сразу повнимательней рассмотрели и в Белом доме. Несколько запоздалый Отзыв Правительства РФ на законопроект предложил дополнить Градостроительный кодекс РФ нормой, в соответствии с которой основанием для исключения саморегулируемой организации из государственного реестра СРО во внесудебном порядке станет неразмещение или размещение не в полном объеме средств компенсационных фондов на специальных банковских счетах.
Идеологически предложение Правительства, направленное на восстановление исторического совокупного размера компенсационных фондов СРО, выглядит вполне разумным и справедливым, но мнения о его жизнеспособности в профессиональном сообществе традиционно разделились. Во-первых, Национальное объединение строителей – не единственный участник рынка с мощным правительственным лобби. Во-вторых, практика 372-ФЗ в очередной раз показала, что попытки установить контроль над финансами стройотрасли приводят в конечном итоге к обогащению коллег-правоведов: уж больно «дырявые» документы выходят из под руки помянутого в первом абзаце мастера.
Взять хотя бы самую распространенную правовую коллизию, связанную с утратой саморегулируемой организацией свободного доступа к средствам компенсационного фонда в результате отзыва лицензии у кредитной организации. До завершения процедуры банкротства юридически этот компенсационный фонд не может считаться утраченным, но и перевести его на специализированный счёт тоже не представляется возможным.
Кроме того, не ясно, будет ли этот закон в случае его принятия иметь обратную силу и распространять свои требования на нынешние смутные времена.
Напомним также, что легитимных инструментов для восполнения компенсационных фондов силами членов саморегулируемых организаций в таких случаях, как отзыв лицензии у банка не существует. Иными словами, руководство СРО не может требовать со своих членов повторного внесения средств в компфонд, если уменьшение его размера не связано с результатами профессиональной деятельности самих членов СРО.