На прошлой неделе на портале проектов НПА было опубликовано заключение об оценке регулирующего воздействия на проект постановления правительства о едином реестре членов СРО и их обязательств. Минэкономразвития России подготовило документ еще 18 марта 2022 года, вердикт – отрицательный.
В ходе проведения публичных консультаций на проект постановления правительства поступило четыре отзыва с замечаниями: от Ассоциации «Объединение градостроительного планирования и проектирования», Ассоциации «Инженерные изыскания в строительстве», ООО «Институт «Мосинжпроект» и «ОПОРЫ РОССИИ».
Рассмотрев проект постановления и замечания представителей профессионального сообщества, Минэкономразвития России заключило, что он не соответствует принципам1 Федерального закона № 247-ФЗ, а также содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, и положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Напомним, целями проекта постановления являются создание, формирование и ведение единого информационного ресурса, содержащего систематизированные сведения о каждом члене состоящем в СРО, о лицах, прекративших членство в СРО, сведения об их фактическом совокупном размере обязательств по соответствующим договорам подряда, а также о квалифицированном кадровом составе членов СРО.
Минэкономразвития России сформулировало ряд замечаний к документу.
В частности, в пункте 6 Приложения № 1 в состав сведений единого реестра о членах СРО включаются сведения о фактическом совокупном размере обязательств на текущую дату. При этом отмечается, что в соответствии с пунктом 14 Приложения № 2 определено, что такие сведения СРО формирует и размещает в течение пяти рабочих дней со дня предоставления членом СРО соответствующих сведений или изменений в них.
Однако, согласно пункту 16 Приложения № 2, член СРО вправе не представлять в СРО документы, в которых содержится информация размещенная в форме открытых данных, в том числе по договорам подряда, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Ведомство отметило, что нормативная реализация понятия «текущая дата» несет риск неоднородной правоприменительной практики, так как в случае непредставления документов членом СРО с соответствующей информацией текущая дата актуализации фактического совокупного размера обязательств зависит от возможности интеграции и оперативности обновления в рамках систем учета СРО открытых данных информационных систем, в том числе данных ЕИС в сфере закупок. Кроме того, СРО не может нести ответственность за достоверность сведений размещенных (в том числе в режиме реального времени) в едином реестре членов СРО на текущую дату.
Другое замечание касается предписания заверять усиленной квалифицированной электронной подписью каждую запись, внесенную в единый реестр, указывая дату и основание совершения такой записи (реквизиты документа, на основании которого вносится запись).
В ведомстве напомнили, что СРО должна заверять усиленной квалифицированной электронной подписью сведения, подаваемые в соответствующее Национальное объединение для внесения их в единый реестр, а не соответствующую реестровую запись. При этом, нормативными правилами проекта постановления не регламентирован порядок присвоения реестровых номеров, в том числе членам СРО, являющимся таковыми на дату начала введения единого реестра.
Еще одна ремарка относится к неурегулированным случаям внесения в единый реестр сведений о принятых СРО решениях об отказе в приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в свои члены. Подлежит уточнению и понятие «иного решения» принятого СРО в отношении своего члена.
Наконец, ведомство отмечает некорректность возложения на СРО ответственности за достоверность сведений, которые СРО вносит в единый реестр.
Единый реестр формирует и ведет соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций, а поэтому непонятно какую именно ответственность несет СРО. Также указывается, что административным законодательством ответственность за предоставление недостоверных сведений для включения в единый реестр не предусмотрена.
Что любопытно, Минэкономразвития России не высказало замечаний по вопросу размещения в реестре персональных данных о специалистах НРС, хотя в ходе публичного обсуждения на это обратили внимание несколько руководителей саморегулируемых организаций. Поэтому возникают закономерные сомнения в том, что эти данные будут исключены из проекта постановления при его доработке. Другой не менее насущный вопрос – увидит ли профессиональное сообщество доработанный по итогам оценки регулирующего воздействия проект постанрвления до того как он будет внесен в Правительство РФ и подписан?
ПРАВОВЕД
специально для Правды о СРО
1Ключевым требованием к подготавливаемым проектам нормативных правовых актов является соответствие проектируемых норм принципам установления и оценки применения обязательных требований, определенных Федеральным законом № 247-ФЗ, а именно: принципам законности, обоснованности обязательных требований, правовой определенности и системности, открытости и предсказуемости, исполнимости обязательных требований.
Такими темпами как раз к 29 августа примут с аргументом «давайте примем в таком виде, потому что сроки, а потом будем вместе поправлять».
Проходили уже не раз….
Старый, что делать, Чиновник тоже хочет кушать 😉