ПП-338: НОПРИЗ исследовал детали

uzenzen

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков завершило работу по разработке Методических рекомендаций по применению утвержденных Правительством РФ минимальных требований к членам изыскательских и проектных СРО (ПП — 338*).

В соответствии с решением Совета НОПРИЗ, в Методических рекомендациях учтено мнение Минстроя России и координаторов НОПРИЗ по федеральным округам в отношении применения новых квалификационных требований к специалистам технических служб членов СРО изыскателей и проектных СРО, которые вступили в силу 1 сентября 2024 года.

ПП-338 определяет минимальные требования, которые саморегулируемые организации изыскателей и проектировщиков обязаны установить в отношении своих членов, работающих на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса.

В силу особого статуса указанных объектов, Постановление предъявляет более высокие минимальные требования к уровню профессиональных навыков и компетенций членов саморегулируемых организаций, работающих на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, объектах использования атомной энергии. В методических рекомендациях НОПРИЗ отмечает, что определенные ПП-338 минимальные требования не мешают СРО самостоятельно устанавливать  повышенные требования к характеристикам квалификации и численности квалифицированных специалистов своих членов во внутренних документах — в требованиях к членству и квалификационных стандартах СРО. Предъявление повышенных требований отвечает целям деятельности саморегулируемых организаций, установленным статьей 55.1 ГрК РФ.

В Методических рекомендациях НОПРИЗ приведён перечень критериев, на основании которых объект может быть признан уникальным, что в свою очередь является основанием для предъявления повышенных требований к работающим на нем членам СРО.

В отношении сроков обязательной независимой оценки квалификации (НОК) специалистами технических служб членов СРО, документ сообщает:

«Постановление определяет требования к прохождению специалистами технических служб независимой оценки квалификации. <…> При этом документом установлено, что требование о наличии подтверждения прохождения не реже одного раза в 5 лет независимой оценки квалификации не применяется к члену саморегулируемой организации в отношении специалистов технических служб, прошедших повышение квалификации по направлению подготовки в области строительства до 1 марта 2024 г., до истечения 5 лет со дня прохождения указанными специалистами повышения квалификации. Таким образом, наличие у сотрудника организации удостоверения о повышении квалификации по направлению подготовки в области 15 строительства, выданного в любую дату до 1 марта 2024 года, дает ему право не проходить независимую оценку квалификации в течение пяти лет с момента выдачи такого удостоверения. При этом к истечению пятилетнего срока специалист уже должен пройти независимую оценку квалификации и иметь соответствующее свидетельство о её прохождении».

Рекомендации НОПРИЗ по применению ПП-338 также содержат детальные разъяснения по применению требований к образованию и опыту работы (исчислению стажа работы на инженерных должностях) специалистов, требований к организации внутреннего контроля качества работ и других положений постановления.

Проведенное НОПРИЗ исследование нормативных документов также показало:

  • Что наличие у специалиста технической службы подтвержденной квалификации «Главный инженер проекта (специалист по организации инженерных изысканий) (7-й уровень квалификации)» не исключает обязанности подтверждения таким специалистом квалификации «Специалист в области инженерно-геодезических изысканий (6-й уровень квалификации)» или «Специалист в области механики грунтов, геотехники и фундаментостроения (6-й уровень квалификации)», или «Специалист в области инженерно-экологических изысканий (6-й уровень квалификации)», или «Специалист в области инженерно-геологических изысканий (6-й уровень квалификации)», или «Специалист в области инженерно-гидрометеорологических изысканий (6-й уровень квалификации)», или иной квалификации, определенной внутренними документами СРО.
  • Что наличие у специалиста технической службы подтвержденной квалификации «Главный архитектор проекта (специалист по организации архитектурно[1]строительного проектирования) (7-й уровень квалификации)» или «Главный инженер проекта (специалист по организации архитектурно-строительного проектирования) (7-й уровень квалификации)» не исключает обязанности подтверждения таким специалистом квалификации «Специалист по проектированию особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (6-й уровень квалификации)» или «Архитектор (6-й уровень квалификации)», или «Специалист по организации разработки и использования структурных элементов информационных моделей объектов капитального строительства на этапе его жизненного цикла (6-й уровень квалификации)», или иной квалификации, определенной внутренними документами саморегулируемой организаций, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

Перечень центров оценки квалификации (ЦОК), которые могут проводить профессиональный экзамен по независимой оценке квалификации (НОК) для указанных в  ПП-338 специалистов технических служб,  утвержден СПК в области изысканий, градостроительства и архитектурного проектирования 4 сентября 2024 года.

Согласно требованиям, установленным ПП-338, СРО также обязаны проверять у своих членов, выполняющих изыскания и подготовку проектной документации для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, наличие документов, устанавливающих порядок организации и проведения контроля качества выполняемых работ. То есть у подрядчика должен быть разработан или соответствующий  стандарт организации или положение о системе контроля качества выполняемых работ с приложением приказом руководителя работников, ответственных за осуществление такого контроля. При этом СРО вправе разработать и утвердить свои стандарты и правила предпринимательской деятельности, устанавливающие требования по обеспечению контроля качества выполняемых работ.

В завершении отметим, что в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 20 марта 2024 года № 338, с 1 сентября 2024 года перестали действовать минимальные требования к членам СРО, установленные Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2017 г. № 559 .

Разработкой Методических рекомендаций по применению ПП-338 для строительных СРО занималось Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). Документ о применении новых минимальных требований утвержден Советом НОСТРОЙ 20 августа 2024 года.

 


*Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 года № 338 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*