КРТ: механизмы нуждаются в проработке

Строительстве социальных объектов в рамках КРТ целесообразно осуществлять с привлечением специализированных подрядчиков, имеющих соответствующий опыт и членство в СРО.

Для оперативной связи в ходе реализации проектов КРТ необходимо создать межведомственную группу с участием профессионального сообщества.

Эти и ряд других предложений вошли в резолюцию по итогам расширенного заседания Комитета по улучшению инвестиционного климата и комплексному развитию территорий Российского Союза строителей (РСС) на тему «Вопросы обеспечения проектов КРТ социальными объектами и инженерной инфраструктурой: практика взаимодействия», прошедшего в Москве 4 июля 2024 года.

Говоря о реализации механизма КРТ, директор Департамента комплексного развития территорий Минстроя России Мария Синичич подчеркнула необходимость поддержки проектов комплексного развития как на федеральном, так и региональном уровнях.

Председатель Комитета, вице-президента РСС, координатора НОСТРОЙ и НОПРИЗ по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко озвучил данные опроса исполнительных органов 46 субъектов РФ, согласно которым сложности возникают при обеспечении комплексной жилой застройки:

  • Инженерной инфраструктурой.

Сохраняется высокий износ действующих объектов коммунальной инфраструктуры и нехватка мощностей магистральных сетей для новых участков. При этом финансов в региональных и местных бюджетах на реализацию задач инженерно-технического обеспечения застраиваемых территорий недостаточно. Проблемой также остается и непрозрачность ценообразования по тарифам при подключении ОКС к инженерным сетям, а также сложность получение инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) для проектов КРТ с индивидуальной жилой застройкой (ИЖС).

  • Социальными объектами.

Отмечается дефицит социальных объектов на застроенных территориях. При этом отсутствует законодательная регламентация вопросов распределения полномочий по финансированию и строительству объектов социальной инфраструктуры, что снижает прогнозируемость проектов жилищного строительства и доступность банковского финансирования.

Фото; Российский Союз Строителей

По итогам обсуждения приняты следующие рекомендации:

  1. Минэнерго России совместно с Минстроем России рассмотреть вопросы:
  • о распространении порядка поэтапного внесения платы за технологическое присоединение к сетям электроснабжения, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2566 как при реализации проектов КРТ, так и комплексной жилой застройки;
  • о введении правовых норм, устанавливающих возможность частичной компенсации затрат оператора КРТ или застройщика на подключение к инженерным сетям;
  • о целесообразности наделения оператора КРТ полномочиями управляющей компании;
  • о создании межведомственной структуры с участием профсообщества для оперативного решения вопросов обеспечения проектов КРТ инженерной инфраструктурой.
  1. Минстрою России совместно с Минфином России, АО «ДОМ.РФ» и ППК «Фонд развития территорий» рассмотреть вопросы:
  • о подготовке предложений по увеличению лимитов по государственной программе «Стимул» на обеспечение территорий КРТ объектами инженерной и социальной инфраструктуры;
  •  об определении источников финансирования участков под ИЖС инженерной и социальной инфраструктурой;
  • об устранении ограничений применения программы ИБК при реализации проектов КРТ с ИЖС;
  • о возможности разработки новых инструментов Инфраструктурного меню для льготного кредитования ресурсоснабжающих организаций при реализации проектов КРТ;
  • о софинансировании из федерального бюджета выкупа регионом инфраструктурных объектов или компенсации затрат застройщикам в рамках КРТ;
  • о разработке программы льготного долгосрочного кредитования для застройщиков на цели реализации проектов КРТ;
  • о внесении изменений в ПП РФ от 31.12.2020 г. N 2459, предусматривающих расширение государственной программы «Инфраструктурные облигации» на финансирования полного цикла реализации проекта КРТ.
  1. Минэнерго России подготовить совместно с профессиональным строительным сообществом предложения:
  • о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2021 г. № 2303, направленных на уточнение и дополнение действующих правовых норм;
  • о целесообразности введения ответственности ресурсоснабжающих организаций за непредоставление сведений о технических условиях, необходимых для разработки ППТ.
  1. Минстрою России рассмотреть вопросы:
  • о подготовке предложений, предусматривающих возможность применения механизма КРТ при строительстве на застроенной территории социального объекта;
  • об осуществлении строительства соцобъектов через регионального оператора с привлечением специализированных подрядчиков, имеющих соответствующий опыт и членство в саморегулируемых организациях;
  • о реализации инфраструктурных соглашений с частными инвесторами, в том числе о целесообразности взимания инфраструктурного платежа с владельца земельного участка под жилищное строительство;
  • о целесообразности подготовки методических рекомендаций по применению в договорах о КРТ отдельных положений, содержащихся в концессионных соглашениях;
  • о подготовке предложений об ограничении сроков проведения дачной амнистии.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главам муниципальных образований, среди прочего, эксперты РСС рекомендовали рассмотреть вопросы реализации крупных проектов КРТ преимущественно с участием операторов КРТ, а также принять дополнительные меры по цифровизации процессов управления развитием территорий, в том числе изучение практики города Москвы по применению положения о цифровом мастерпланировании (постановление Правительства города Москвы от 11.03.2024 г. № 438-ПП).

В рамках подготовки документа в дискуссии приняли участие: министр строительства Иркутской области Александр Галкин, заместитель начальника отдела Департамента развития в ТЭК Минэнерго России Елена Ветрова, Депутат Ярославской областной Думы Михаил Никешин, директор подразделения «Инфраструктурные облигации» ДОМ.РФ Александр Аксаков, заместитель Губернатора Новосибирской области Роман Теленчинов,   заместитель генерального директора АО «АРЖС Новосибирской области» Александр Савоськин, директор ГБУ Нижегородской области «Институт развития агломерации Нижегородской области» Михаил Генин, вице-президент Фонда «Институт экономики города» Полиди Татьяна, заместитель министра строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области — главный архитектор Ростовской области Григорий Алексеев-Малахов и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*