Заключение ОРВ Минэкономразвития России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования»

Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – правила ОРВ), рассмотрело проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования» (далее – проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее – разработчик), и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее – сводный отчет) проект акта разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 21 декабря 2015 г. № ДК-П9-8627.

В соответствии с пунктом 1.4 сводного отчета проблема, на решение которой направлен предлагаемый проектом акта способ регулирования заключается в необходимости повышения качества выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта, совершенствования института саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях совершенствования института саморегулирования.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета в сроки с 29 апреля 2016 г. по 17 мая 2016 г., посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт) по адресу: regulation.gov.ru, ID 02/04/04-16/00048536.

Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.

Проектом акта концептуально изменяется существующий подход к саморегулированию в строительной отрасли, а также устанавливаются ранее не предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанности для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в строительной отрасли, в частности по вопросам формирования компенсационных фондов саморегулируемых организаций (далее — СРО).

Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 24 мая 2016 г. по 2 июня 2016 г. По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции СРО «Инженер-Проектировщик», СРО «Инженер-Изыскатель», Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», НП СРО «МОС», Ассоциации общественных организаций защитников Отечества Республики Татарстан», НП СРО «МОС», Ассоциации «Национальное объединения строителей», АО «Мосинжпроект», Национального Объединения Изыскателей и Проектировщиков, содержащие значительное количество предложений и замечаний в отношении проекта акта, а также указаний на возможные риски принятия предлагаемого регулирования (прилагаются).

Минэкономразвития России концептуально поддерживает необходимость совершенствования института саморегулирования. Вместе с тем с учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших позиций к проекту акта в рамках подготовки настоящего заключения, считаем целесообразным рассмотреть представленные субъектами строительной отрасли предложения и замечания при доработке проекта акта в части, не противоречащей решениям, принятым на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака в соответствии с протоколом от 31 мая 2016 г. № ДК-П9-122пр.
Приложение: на 16 л. в 1 экз.

Приложение к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования»

Предложения и замечания участников публичных консультаций по проекту федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования»

1. Положениями проекта акта предусматриваются новация в части необходимости формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (далее — ФОДО) СРО, носящие противоречивый характер и способные с одной стороны привести к избыточным обязанностям и необоснованным расходам членов СРО в строительной сфере, а с другой стороны не позволить достичь декларируемые проектом акта цели регулирования.

1.1. В соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта для СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования (далее – СРО в области проектирования) минимальный размер взноса в компенсационный ФОДО на одного члена составит от 0,15 млн. рублей до 3,5 млн. рублей, а для СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – СРО в области строительства) от 0,4 млн. рублей до 25 млн. рублей в зависимости от предельного размера обязательств членов СРО по соответствующим договорам.

Таким образом, выполнение требований проекта акта в отношении размера формируемого СРО ФОДО отвлечет из оборота в строительной отрасли значительные денежные средства.

Так, по данным Ростехнадзора по состоянию на 18 ноября 2015 г. в Российской Федерации в реестре саморегулируемых организаций значится 194 СРО в области проектирования, состоящие из 2012 организаций, а также 277 СРО в области строительства, состоящие из 5132 организаций.

Учитывая изложенное, совокупный объем отвлеченных из строительной отрасли денежных средств, направленных на формирование компенсационных ФОДО СРО, составит от 0,3 млрд. рублей до 128,3 млрд. рублей (для СРО в области проектирования от 0,3 млрд. рублей до 7,04 млрд. рублей, а для СРО в области строительства от 2,05 млрд. рублей до 128,3 млрд. рублей). Кроме того, с учетом данных НОСТРОЙ по количеству членов СРО, объем отвлеченных из строительной отрасли денежных средств может значительно превысить представленную выше оценку.

1.2. В соответствии с проектируемым пунктом 3 части 1 статьи 55.1 Градостроительного кодекса основные цели СРО в области проектирования и строительства дополняются целью обеспечения исполнения членами СРО обязательств по договорам подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, договорам строительного подряда, заключенным на конкурсной основе, если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение конкурса (аукциона) является обязательным.

Учитывая изложенное, можно предположить, что предлагаемый проектом акта механизм компенсационных ФОДО СРО должен позволить произвести соответствующее финансирование обязательств отдельных членов СРО, не исполнивших свои обязательства в рамках договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, договоров строительного подряда, заключенными на конкурсной основе, если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение конкурса (аукциона) является обязательным.

Вместе с тем анализ соотношения устанавливаемых проектом акта совокупных минимальных взносов в ФОДО и соответствующих предельных размеров обязательств по таким договорам (коэффициент достаточности компенсационного ФОДО по одному договору), установленные частями 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта для СРО в области проектирования и СРО в области строительства, позволяют предположить, что заявленная цель в значительном количестве случаев достигнута не будет (Таблица).
Таблица — Оценка достаточности ФОДО по одному договору

т абл

Таким образом, может быть сделан вывод, что при наступлении случаев необходимости выплаты из компенсационных ФОДО СРО, сформированных в соответствии с положениями проекта акта, совокупный размер компенсационного ФОДО СРО в проектировании позволит компенсировать невыполненные обязательства члена СРО только в размере 12,00% — 23,33 %, а совокупный размер компенсационного ФОДО СРО в строительстве позволит компенсировать невыполненные обязательства члена СРО только в размере 2,10% — 20,00 % от размера предельной суммы одного договора.

Указанная ситуация усугубляется положениями части 1 статьи 60.1 проектируемой редакции Градостроительного кодекса, в соответствии с которыми в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по соответствующему договору подряда СРО несет субсидиарную ответственность в пределах одной четвертой доли средств компенсационного ФОДО, что приводит к уменьшению в четыре раза размера компенсации последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по соответствующему договору.

Таким образом, предлагаемое проектом акта регулирование в части формирования компенсационных ФОДО требует дополнительного анализа имеющейся практики и статистических данных по нарушениям договорных обязательств в строительной отрасли, обсуждения с представителями отрасли, рассмотрения альтернативных механизмов компенсации (например, обязательное страхование ответственности по соответствующим договорам подряда) невыполненных членами СРО обязательств перед третьими лицами с учетом неблагоприятной ситуации, сложившейся в настоящее время в строительной и финансовой отраслях.

2. Частью 2 статьи 55.16-1 проектируемой редакции Градостроительного кодекса устанавливается положение, в соответствии с которым договор банковского счета, на котором размещаются средства компенсационного фонда возмещения вреда или средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, является бессрочным.

Предлагаемое регулирование вступает в противоречие с положениями Гражданского кодекса, частью 1 статьи 846 которого предусматривается, что при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами. Таким образом, условия заключения договора банковского счета, в том числе его срочность, не могут регулироваться нормами федеральных законов.

Учитывая изложенное, предлагаемое частью 22 статьи 5516 Градостроительного кодекса регулирование подлежит исключению из редакции проекта акта.

3. Частями 9, 10 статьи 55.16-1 проектируемой редакции Градостроительного кодекса устанавливаются недостаточно определенные либо противоречивые положения.

Так, в соответствии с частью 9 статьи 55.16-1 проектируемой редакции Градостроительного кодекса устанавливается возможность размещения и (или) инвестирования только средств компенсационного фонда возмещения вреда в целях их сохранения и увеличения их размера в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Одновременно в соответствии с частью 10 статьи 55.16-1 проектируемой редакции Градостроительного кодекса устанавливается возможность передачи в доверительное управление средств компенсационного фонда СРО управляющей компании, имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Совокупность указанных положений не позволяет однозначно определить, существует ли возможность инвестирования средств компенсационного ФОДО СРО каким-либо образом или указанные средства могут быть только переданы в доверительное управление указанным управляющим компаниям.

Положения проекта акта о передаче средств компенсационных фондов СРО в доверительное управление управляющей компании несет ряд рисков. Деятельность по доверительному управлению денежными средствами не гарантирует обеспечение сохранности и своевременности выплат в случае неисполнения членами СРО обязательств по договору и создает дополнительные риски недобросовестного поведения как СРО, так и управляющих компаний при размещении и инвестировании компенсационных фондов СРО. Положениями проекта акта не регламентированы вопросы возвратности средств компенсационных фондов СРО в случае банкротства профессиональных управляющих компаний. Более того, положениями части 9 статьи 55.16 проектируемой редакции Градостроительного кодекса устанавливается норма, в соответствии с которой в случае, если снижение размера компенсационного фонда возмещения вреда возникло в результате обесценения финансовых активов, в целях возмещения убытков, возникших в результате инвестирования средств такого компенсационного фонда, члены СРО, должны внести взносы в компенсационный фонд возмещения вреда в 3-х месячный срок со дня уведомления СРО своих членов об утверждении годовой финансовой отчетности, в которой зафиксирован убыток по результатам инвестирования средств такого компенсационного фонда, что на практике приведет к значительным рискам возложения дополнительной финансовой нагрузки на членов СРО.

Считаем целесообразным в редакции проекта акта предусмотреть, что средства компенсационного фонда подлежат размещению (инвестированию) в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации требованиями по истечении срока размещения указанных средств на депозитах и (или) в депозитных сертификатах на основании договоров банковских вкладов. В противном случае существует риск финансовых потерь в виде процентов от размещения при досрочном расторжении СРО депозитных договоров с кредитными организациями. Более того необходимо учесть, что не все депозитные договоры банковского вклада в обязательном порядке предусматривают возможность досрочного истребования вклада, за исключением случаев выплат из средств компенсационного фонда (часть 2 статьи 837 Гражданского кодекса).

Дополнительно требуется отметить, что вторым абзацем части 10 статьи 55.16-1 проектируемой редакции Градостроительного кодекса устанавливается недостаточно определенное положение, в соответствии с которым при необходимости осуществления выплат из средств компенсационного фонда возмещения вреда или из средств компенсационного ФОДО срок возврата средств из указанных активов не должен превышать десять рабочих дней с момента возникновения такой необходимости.

Вместе с тем положениями проекта акта не предусматривается последствий ситуации, при которой возврат средств из соответствующих активов произошел после истечения указанного срока по каким-либо причинам (например, недостаточная ликвидность активов, технические сложности при реализации активов, эксцесс исполнителя в управляющей компании или иные причины).

Таким образом, представляется целесообразным конкретизировать предлагаемое регулирование в указанной части.

4. Частями 1,3 статьи 55.4 проектируемой редакции Градостроительного кодекса устанавливается положение, в соответствии с которым состав СРО в сфере проектирования и строительства могут входить только юридические лица (индивидуальные предприниматели), зарегистрированные на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая СРО.

Одновременно частью 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в редакции проекта акта предусматривается, что в случае отсутствия зарегистрированной в каком-либо из субъектов Российской Федерации СРО саморегулируемой организации, соответствующей устанавливаемым проектом акта требованиям, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), добровольно прекратившее членство в некоммерческой организации, имеющей статус СРО, имеют право обратиться с заявлением о приеме в члены СРО, соответствующей таким требованиям и зарегистрированной в субъектах Российской Федерации, имеющих общую границу с таким субъектом Российской Федерации, в срок до 1 июля 2018 года.

В отношении предлагаемого регулирования требуется отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации регистрация юридического лица (индивидуального предпринимателя) на территории одного субъекта Российской Федерации не предполагает запрета на осуществление какой либо предпринимательской (в том числе строительной) деятельности на территории иных субъектов Российской Федерации, в связи с чем ожидаемое повышение эффективности контроля СРО за деятельностью своих членов не будет достигнуто. При этом предлагаемое проектом акта регулирование приведет к риску монополизация функций по допуску хозяйствующих субъектов на рынок в рамках одного субъекта Российской Федерации, что станет препятствием для положительной практики объединения в СРО по отраслевому признаку (атомная, нефтегазовая, лифтовая отрасли), а также приведет к снижению конкуренции на строительном рынке. Также предлагаемое регулирование способно снизить конкурентоспособность отечественных представителей строительной отрасли по сравнению с иностранными юридическими лицами в указанной сфере деятельности вследствие того факта, что такие лица зарегистрированы не в каком либо субъекте Российской Федерации, а на территории иностранных государств, что позволит им вступать в любую СРО на территории любого субъекта Российской Федерации.

Одновременно обращаем внимание, что по состоянию на 2015 год СРО в сфере инженерных изысканий присутствуют в 13 субъектах Российской Федерации, СРО в сфере проектирования – в 52-х, СРО в сфере строительства – в 71-м. Учитывая требования проектируемых частей 1, 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса, по минимальному количеству членов СРО 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц для СРО в сфере проектирования и 100 указанных лиц для СРО в сфере строительства, требуется отметить представленную в ходе проведения публичных консультаций по проекту акта информацию Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». В соответствии с указанной информацией по данным Рейтингового агентства строительного комплекса в 35 регионах Российской Федерации зарегистрировано менее 50 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих инженерные изыскания, в 8 регионах Российской Федерации зарегистрировано менее 50 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, в 2 регионах Российской Федерации насчитывается менее 100 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих строительство.
Таким образом, в случае принятия проекта акта в представленной редакции в ряде регионов Российской Федерации не будут созданы отраслевые СРО, что способно привести к риску невозможности осуществления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами своей деятельности по договорам строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, сумма которых превышает три миллиона рублей, а также к невозможности указанных лиц участвовать в конкурсных процедурах в рамках федеральных законов от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

При этом предусмотренное пунктами 2 частей 1,3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта требование к СРО в сфере проектирования и строительства по отсутствию у некоммерческой организации территориальных подразделений, обособленных филиалов и представительств, расположенных за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором такая некоммерческая организация зарегистрирована, не содержит обоснования с точки зрения установленных гарантий осуществления гражданских прав и обязанностей.

Предлагаемое регулирование противоречит ряду норм, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации гарантируется принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности.
Одновременно в соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируются вопросы ограничения прав юридических лиц по созданию филиалов. При этом в соответствии с ответом на вопрос 8 подраздела «Вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» раздела «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года (утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2009 г.) представительства и филиалы не обладают самостоятельным правовым статусом, отдельным от правового статуса создавшего их юридического лица. Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют.

Также положениями части 1 статьи 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено право некоммерческой организации по созданию филиалов и открытию представительств на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, представляется целесообразным доработать редакцию проекта акта в части исключения положений, устанавливающих требования к членам СРО по территориальному признаку и запрещающих СРО располагать территориальными подразделениями, обособленными филиалами и представительствами, расположенными за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором такая СРО зарегистрирована.

5. В соответствии с проектируемым пунктом 22 статьи Градостроительного кодекса устанавливается положение, в соответствии с которым функции технического заказчика могут выполняться только членом СРО в области строительства, за исключением случаев, когда такие функции выполняются юридическими лицами, основанными на государственной и муниципальной собственности, или созданными с участием Российской Федерацией, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, положения проекта акта устанавливают различный объем обязанностей в отношении участников гражданского оборота, осуществляющих одну и ту же деятельность, то есть создает для них неравные условия ведение хозяйственной деятельности.

Отсутствие обязанности членства в СРО для лица, основанного на государственной и муниципальной собственности, противоречит принципу равенства экономических субъектов и запрету на недобросовестную конкуренцию, предусмотренному статьей 34 Конституции Российской Федерации, статьям 19-20 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом регулятивный эффект обязательного членства в СРО (стандартизация деятельности, контроль за ее осуществлением, компенсация вреда третьим лицам) не будет достигнут в отношении перечисленных юридических лиц.

Дополнительно требуется отметить, что в соответствии с предлагаемым регулированием техническим заказчиком является юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключать договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливать задания на выполнение указанных видов работ, предоставлять лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждать проектную документацию, подписывать документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществлять иные функции, предусмотренные Градостроительным кодексом.

Таким образом, деятельность технического заказчика фактически является посреднической и заключается в представлении интересов застройщика в гражданских отношениях с другими субъектами строительной деятельности.

Организация и осуществление одного из этапов процесса строительства (инженерные изыскания, проектирование, строительство), которая в соответствии с положениями проекта акта требует членства в соответствующей СРО, и деятельность технического заказчика принципиально различны в части содержания, профессиональной специфики, порождаемых рисков.

Учитывая, что техническим заказчиком непосредственно не осуществляется деятельность по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, капитальному ремонту, вероятность причинения ущерба, предусмотренного проектируемой статьей 60.1 Градостроительного кодекса, в результате деятельности технического заказчика представляется ничтожной. Одновременно остается неясным, какие требования предъявляются к техническому заказчику при вступлении в СРО, в том числе в части определения взноса в компенсационные фонды СРО с учетом того, что технический заказчик непосредственно не является исполнителям по договорам подряда на проведение инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать редакцию проектируемого пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса в части исключения требования к техническому заказчику по обязательному членству в СРО.

6. Положениями проекта акта вносятся изменения в Градостроительный кодекс в части исключения понятия «работы по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее — Работы) и соответствующей необходимости заинтересованных лиц в строительной отрасли в получении допуска СРО на право выполнения таких работ. Вместе с тем в настоящее время выполнение Работ требует от субъектов строительной отрасли членства в СРО и получения соответствующего допуска к выполнению Работ. При этом перечень Работ в настоящее время утвержден приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624.

Таким образом, в настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства могут выполнять работы по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не включенные в утвержденный перечень Работ на любые суммы, предусмотренные соответствующим договором.

Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта предусматривается, что все договора строительного подряда, заключенные с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, осуществляющим эксплуатацию здания, региональным оператором, могут выполняться исключительно членами СРО в строительной сфере, а работы по организации строительства — специалистами по организации строительства.

Одновременно частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса в редакции проекта акта предусматривается, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющееся членом СРО в сфере строительства может выполнять работы по договору строительного подряда, заключенному с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, осуществляющим эксплуатацию здания, региональным оператором, в случае, если для заключения такого договора в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется проведение конкурса (аукциона) и размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства в строительной отрасли, не вступив в СРО в строительной сфере, не смогут участвовать в проведении конкурса (аукциона), не смогут заключать договора строительного подряда на осуществление строительных работ свыше трех миллионов рублей, в том числе и не включенных в настоящее время в перечень Работ. При этом в настоящее время значительное количество строительных работ таких как кровельные работы, каменные работы, прокладка внутридомовых коммуникаций, отделочные работы, установка окон и т.д. могут выполняться представителями малого и среднего предпринимательства, без вступления в СРО и, соответственно, без дополнительной финансовой нагрузки, связанной с необходимостью внесения средств в компенсационные фонды СРО.

Учитывая изложенное, принятие проекта акта несет риски возложения избыточных расходов, связанных с необходимостью вступления в СРО в строительной сфере на указанных субъектов либо риски ухода таких субъектов из строительной отрасли.

По данным Росстата по состоянию на 1 января 2014 года в Российской Федерации функционировала 217 961 строительная организация (без учета проектных и изыскательских), из них порядка 105 000 организаций не являлись членами СРО, т.е. выполняли работы, не предусмотренные перечнем Работ. Существует риск прекращения деятельности указанных предприятий вследствие принятия предлагаемого проектом акта регулирования.

7. Положения проекта акта предусматривают наличие обязательного членства в СРО только для предпринимателей и юридических лиц, выполняющих на основании договора, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом ответственным за эксплуатацию здания, региональным оператором, инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Таким образом, обязательное членство в СРО сохраняется исключительно для генеральных подрядчиков, ввиду чего работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, осуществляемые не на основании договора, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом ответственным за эксплуатацию здания, региональным оператором, вправе будут выполнять любые лица без наличия каких-либо требований к ним и системы контроля, что негативным образом отразится на качестве и безопасности строительства.

8. Проектом акта изменяется порядок определения размера взноса в компенсационный фонд возмещения вреда. Так, предполагается, что минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена СРО будет определяться в зависимости от планируемой стоимости работ по одному договору подряда без учета установления, либо не установления СРО требования к страхованию ее членами гражданской ответственности. Следует отметить высокую эффективность применения механизмов страхования для обеспечения имущественной ответственности членов СРО в строительной отрасли. За время существования института саморегулирования в строительной отрасли общий объем выплат в рамках страхования гражданской ответственности членов СРО по данным Национального объединения изыскателей и проектировщиков составил более 150 млн. руб. Представляется необходимым сохранить институт страхования гражданской ответственности в качестве способа обеспечения имущественной ответственности для членов СРО. Полагаем, что размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда должны быть снижены при установлении СРО требования к страхованию ее членами гражданской ответственности.

9. Проектируемой статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса предусматривается создание национального реестра специалистов в области строительства, привлекаемых по трудовому договору в целях выполнения работ по организации выполнения проектных и изыскательских работ или организации строительства (далее – Реестр). Вместе с тем, Реестр не сможет обеспечить непрерывность учета специалистов при переходе из одной организации в другую. Кроме того, в перечень требований к специалистам помимо квалификационных требований включены должностные права, которыми их необходимо наделить. Смешаны требования квалификационного характера, которым должно соответствовать физическое лицо и требования к его должностным правам и полномочиям, которые устанавливаются внутренними документами юридического лица (индивидуального предпринимателя). Также законопроектом не учитываются требования статьи 24 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, так как законопроект не содержит положений, предусматривающих обязательное получение письменного согласия специалиста на обработку персональных данных специалистов, включенных в Реестр.

10. Проектом акта не предусматривается установление обязательного членства в СРО для организаций, выполняющих строительный контроль. Таким образом, проведением строительного контроля может заниматься любая организация при отсутствии ответственности, что негативным образом отразится на качестве и безопасности строительства.

11. Статьей 2 проектом акта предусмотрено положение, в соответствии с которым в течение 60 календарных дней с 1 декабря 2016 года СРО должны принять решение о реорганизации путем присоединения к другой СРО. При этом в срок до 1 мая 2017 года реорганизованная СРО должна подать документы о ее соответствии требованиям, установленным Градостроительным кодексом, в Ростехнадзор.

Вместе с тем, в соответствии с нормами гражданского законодательства, процедура реорганизации некоммерческой организации занимает от 2,5 до 4 месяцев. Дополнительно 19 рабочих дней (в случае отсутствия замечаний Минюста России) Минюстом России проводится регистрация внесенных изменений. Дополнительно следует учитывать сроки для процедуры принятия таких решений Общим собранием СРО, установленные ее внутренними документами. Таким образом, приняв решение в установленные проектом акта сроки, СРО не успеет закончить реорганизацию в срок до 1 мая 2017 года, и соответственно будет исключена из государственного реестра СРО.