Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проведения контрольных мероприятий реализации субъектами Российской Федерации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации, а также проверок реализации региональными операторам своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, за первый квартал 2019 года.
В отчетном периоде Фондом с участием представителей контрольно-надзорных органов (прокуратуры, контрольно-счетных органов, МВД РФ) проведены 29 выездных проверок в 27 субъектах Российской Федерации. При этом в рамках осуществления мониторинговых мероприятий программ переселения и капитального ремонта были осмотрены 326 многоквартирных домов на территории 79 муниципальных образований.
При проведении выездного мониторинга реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда проверялось завершение программ переселения 2013−2017 годов, а также оценивалась динамика реализации программ в регионах, продолжавших в 2018 году расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года.
В ходе указанных проверок особое внимание уделялось контролю за достоверностью сведений о реализации программ, направляемых субъектами Российской Федерации в составе отчетных данных в Фонд, и проверкам соблюдения требований к качеству жилых помещений, предоставленных переселяемым из аварийного жилья гражданам.
В целях контроля качества жилых помещений в ходе выездного мониторинга на территории 26 субъектов Российской Федерации осмотрены 240 многоквартирных домов, построенных в рамках реализации программ переселения, а также домов, находящихся на контроле Фонда по ранее выявленным нарушениям, в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года № 709/пр. При этом контрольные мероприятия проводились в том числе в регионах, неоднократно допускавших срыв сроков устранения строительных дефектов (в Чувашской Республике, Воронежской, Костромской, Московской, Новгородской и Омской областях).
По результатам проведенных осмотров значительные строительные дефекты, при которых существенно ухудшаются эксплуатационные характеристики МКД, выявлены в 101 многоквартирном доме, из которых 50 были включены в реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, еще 51 объект уже находился на контроле Фонда.
Также Фондом установлены факты неэффективного использования средств собственников помещений в МКД региональными операторами, которые не используют возможность экономии средств, перечисляемых подрядным организациям за работы по капитальному ремонту (Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Пермский край, Архангельская область):
- выполняются работы по оценке технического состояния домов, по результатам которых зачастую дома признаются аварийными. Таким образом, фактически выполняются и оплачиваются работы, не связанные с капитальным ремонтом и улучшением технического состояния дома;
- в нарушение условий договоров перечисляются суммы непредвиденных расходов без подтверждения фактически понесенных затрат;
- допускаются безрезультативные расходы по оплате проектной документации на виды работ, по которым отсутствует необходимость в проведении ремонта в связи с его выполнением ранее.
- В нескольких регионах зафиксированы факты неправомерного использования региональными операторами средств (Пермский край, Архангельская, Иркутская и Свердловская области), выражающиеся в:
- оплате услуг и работ по капитальному ремонту, разработке проектной документации и строительному контролю, стоимость которых превышает установленную предельную стоимость;
- необоснованном включении затрат по невыполненным или выполненным не в полном объеме работам, которые повлекли завышение стоимости произведенных работ и т.д.
- В большинстве проверенных субъектах Российской Федерации нарушаются сроки реализации краткосрочных планов региональных программ.
Результаты контрольных мероприятий в ряде регионов свидетельствуют о ненадлежащем проведении мониторинга технического состояния МКД, следствием которого являются необоснованное включение в программу капитального ремонта аварийных домов или домов с высокой степенью износа, ремонт которых экономически нецелесообразен, а также низкое качество региональной программы в части приоритетности и сроков проведения необходимых работ.