Счетная палата призывает к инвентаризации обязательных неналоговых платежей

По сведениям Счетной палаты РФ на неналоговые платежи приходится 2/3 всех источников доходов бюджета, а сумма поступлений от них в 2018 году превысила 1,5 трлн рублей.

Как показал анализ СП, всего в реестре федеральных источников доходов к неналоговым можно отнести 5479 записей. Если исключить такие позиции, как штрафы, субсидии и субвенции, арендную плату и ряд других, то остается порядка 60 видов платежей или 262 обязательных платежа на федеральном уровне. При этом само понятие неналоговых платежей законодательно никак не закреплено.

«В ходе анализа нашей первоочередной задачей было – определить правовую основу возникновения этих отобранных неналоговых платежей. Мы увидели, что 93 из них находятся в различных кодексах: в Гражданском — 61, в Водном — 7 и т.д. Еще 163 платежа – в федеральных законах. В целом по итогам анализа можно сказать, что у нас нет таких законов, которые бы чего-нибудь не устанавливали платить. И практически в каждом платеже выявлены те или иные недостатки», — заявил на Коллегии аудитор Сергей Штогрин.

Многие платежи не имеют экономического обоснования, а размеры ставок по некоторым сборам давно потеряли свою актуальность. Кроме того, нормативно не предусмотрена ответственность за неуплату или несвоевременную уплату неналоговых платежей. Это негативно влияет на платежную дисциплину и как следствие, на объемы поступлений в бюджет.

По мнению контрольного ведомства, нужно организовать инвентаризацию существующих обязательных платежей с целью их оптимизации. При этом порядок и сроки проведения инвентаризации необходимо установить Правительству Российской Федерации, а также определить критерии, которым должны соответствовать обязательные неналоговые платежи. Итогом инвентаризации должен стать реестр публично-правовых обязательных платежей. Порядок создания и ведения реестра следует закрепить нормативным правовым актом.

«Мы считаем, что вносить платеж в Налоговый кодекс можно только после того, как он пройдет настоящую трансформацию, будет отвечать требованиям Налогового кодекса, и только в том случае, если он действительно нужен и несет фискальную функцию. Я думаю, что такая работа займет минимум 2-3 года. И после этого все, что не пройдет инвентаризацию, должно быть отменено», — подчеркнул Сергей Штогрин.

О необходимости более серьезного подхода к вопросу администрирования неналоговых платежей заявил на Коллегии и Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. «Полученные нами результаты — это пока только первый срез. Дальнейший анализ должен показать классификации или подходы к инвентаризации. И здесь нужно действовать осторожно, так как многие платежи имеют значение и важно правильно определить, от чего можно отказаться, а что должно остаться. Это сложная, системная, детальная, тщательная работа», — прокомментировал инициативу Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

Президент РСПП Александр Шохин указал на необходимость оценки того, как системы неналоговых платежей усиливают фискальную нагрузку на бизнес. «Правительству, бизнесу и Счетной палате следует договориться о том, как нам мерить эту фискальную нагрузку, чтобы использовать уже в цифрах с единым методологическим подходом, использовать как критерий тех или иных налогов в области налоговой политики», — считает Шохин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*