Результативность регуляторной гильотины обеспечит закон «Об обязательных требованиях»

1 августа «Ъ» сообщил о том, что Минэкономики представило к обсуждению текст законопроекта «Об обязательных требованиях», разработанного в рамках проекта «регуляторной гильотины». Как сообщает издание, в кругах разработчиков он получил синоним «материального закона о контрольно-надзорной деятельности (КНД)».

Эксперты отмечают, что законопроект, по сути больше напоминает кодекс или даже Конституцию, т.к. определяет нормы установления и действия обязательных требований в любых сферах деятельности, и, вероятно, любого уровня.

Законопроект определяет обязательные требования — как установленные нормативными правовыми актами условия, ограничения, запреты или обязанности. Для них предлагается утвердить следующие нормы:

  • обязательное внесение в публичный реестр и официальное опубликование всех обязательных требований;
  • для утверждения любого обязательного требования должны быть проведены оценка регулирующего воздействия и экспертиза;
  • по умолчанию любое обязательное требование может действовать только 5 лет;
  • после истечения пяти лет необходима актуализация, в ходе которой следует определить, как нормы фактически действуют на всех регулируемых лиц;
  • без такой актуализации обязательные требования теряют силу.

Правда из этих правил будут предусмотрены исключения. В частности, можно будет не публиковать требования, которые относятся к гостайне — но в этом случае их несоблюдение не может быть вменено в вину и ответственность тому, кто не имеет допуска к такой информации. При этом все неопубликованные требования просто не будут действовать. Авторы законопроекта также предлагают ограничить установление требований в отношении одного и того же предмета регулирования — они не должны противоречить друг другу. А разные госорганы больше не смогут проверять соблюдение требований по одному и тому же поводу.

Кроме того, минэк предлагает разделить все обязательные требования исходя из степени опасного риска на 3 группы:

  1. За нарушение требований из первой группы будет предусмотрена административная или уголовная ответственность, запрет или невозможность осуществлять деятельность или совершать действия.
  2. Во вторую группу войдут требования, за нарушение которых грозит предписание о необходимости устранения нарушения или отказ в предоставлении разрешения осуществлять какую-либо деятельность.
  3. Нарушение требований из третьей группы повлечет за собой только отказ в предоставлении государственной услуги.

Вводить обязательные требования для бизнеса и граждан можно будет только в целях предотвращения (или минимизации последствий) причинения вреда охраняемым законом ценностям. Введение требований для устранения рыночных и иных рисков, напрямую не причиняющих вреда, станет недопустимым. Законодатели предполагают, что федеральные органы исполнительной власти утратят монопольные полномочия на введение новых требований осенью 2022 года.

Будет установлен общий порядок вступления в силу любых обязательных требований: 1 января, или 1 июля, но не ранее чем через полгода после принятия.

Согласно дорожной карте по реализации механизма «регуляторной гильотины», законопроект должен быть внесен в Госдуму в октябре 2019 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*