25 марта в рамках форума-выставки «ГОСЗАКАЗ 2021» состоялась презентация «оптимизационного законопроекта», предусматривающего внесение поправок в закупочное законодательство.
На пленарном заседании «Оптимизационный законопроект: эволюция или революция?» Минфин представил свои прогнозы по принятию поправок в Госдуме и обозначил наиболее дискуссионные положения законопроекта.
Напомним, «оптимизационный законопроект» № 1100997-7 был рассмотрен депутатами в первом чтении 16 марта 2021 года, и Минфин рассчитывает на его принятие в период весенней сессии.
«Рассчитываем, что оптимизационный законопроект будет принят в весеннюю сессию — к этому привязаны планы по вступлению в силу большинства его положений — с 1 января 2021 года. Если перенесем на осень, то планы сместятся, а реальный эффект от применения всех новаций получим не в 2022 году, а только в 2023-м» — сообщил замминистра финансов Алексей Лавров.
По его словам, наиболее обсуждаемыми новеллами законопроекта остаются введение универсальной предквалификации участников закупок, использование рейтинга деловой репутации и применение факторинга.
Универсальная предквалификация вводится для участия в закупках свыше 20-ти млн рублей и предусматривает наличие опыта выполнения контактов стоимостью не менее 20% от закупки. В ходе пленарного заседания эта норма только приветствовалась.
Критика введения рейтинга деловой репутации связана в основном с тем, что регулирование его расчета и применения предлагается осуществлять на уровне правительственных подзаконных актов. Ряд министерств и ведомств указывают на необходимость учета в рейтинге деловой репутации отраслевых особенностей и уже предлагают свои варианты отраслевых методик рейтингования. В ходе обсуждения законопроекта в Госдуме депутаты, напротив, указывали на необходимость внесения ясности в критерии, механизм формирования и варианты использования рейтинга в тексте самого закона. При этом само введение рейтинга в систему госзакупок ни она из сторон дискуссии сомнению не подвергает.
По замыслу ФАС России, который был главным лоббистом его введения, рейтинг деловой репутации должен стать инструментом поощрения добросовестных поставщиков. В ведомстве считают, что рейтинг позволит добросовестным подрядчикам аккумулировать и использовать накопленный опыт качественной работы в системе государственного заказа.
«То, что ты построил объект, абсолютно не означает, что ты его построил качественно, и к тебе не было претензий со стороны заказчика по качеству или по срокам», – подчеркнул начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов, поясняя разницу между рейтингом и предусмотренном в оптимизационном законопроекте механизмом универсальной предквалификации.
В перспективе рейтинг может использоваться как инструмент допуска участников к закупкам, может давать возможности снижения экономических издержек, может учитываться при формировании оценки заявки и т.д.
«Всё это вопрос дискуссии — надо обсуждать и настраивать систему. Но, на наш взгляд, этот элемент в оптимизационном законопроекте является прорывным, и могу сказать, что многие предприниматели нас поддержали. При должной настройке этого механизма он получит большое развитие в системе госзаказа», — сказал представитель антимонопольной службы.
Вопрос использования результатов оценки рейтинга деловой репутации пока остается дискуссионным. В частности, Минфин видит риски в использовании высокого рейтинга для снижения размера обеспечения заявки.
«Заказчики отмечают, что снижение обеспечения для них неприемлемо. Мы тоже видим здесь риски — заказчики могут перейти на выставление при закупках максимальной ставки обеспечения исполнения контракта. Предстоит дискуссия, о том, как именно необходимо регулировать механизм использования рейтинга деловой репутации», — пояснил Алексей Лавров.
Столичные предприниматели видят в рейтинге скорее систему получения бонусов, а не инструмент отбора подрядчиков для наиболее значимых и крупных контрактов.
«Предложенный ФАС порядок определения рейтинга поставщиков и его цели — перспективная идея, но наше предложение — использовать рейтинг исключительно для предоставления преимуществ участникам с высоким рейтингом, но не с целью ограничения допуска», — считает уполномоченный по защите прав предпринимателей Москвы Татьяна Минеева.
Начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков также признал рейтинг деловой репутации прогрессивным инструментом, который может стать следующим эволюционным шагом в оценке квалификации поставщиков. При этом сам механизм требует внимательной проработки.
«Надо оценить все «за» и «против» — как считать этот рейтинг, как его применять. Как выстроить систему мотивации для того, чтобы это была не декларативная норма, а реально работающий инструмент, позволяющий квалифицированным поставщикам от этого инструмента выигрывать», — отметил Данчиков.
Руководитель блока «Средний и малый бизнес» ПАО Промсвязьбанк Константин Басманов отметил, что механизм рейтинга оценки деловой репутации не только позволит более точно настроить работу реестров поставщиков, но и даст кредитным учреждениям дополнительные данные для анализа и принятия решений.
«Нам, как финансовой организации <рейтинг> даст новый источник информации для принятия обоснованных кредитных решений без запроса дополнительных документов у заявителей», — отметил он.
При этом, по мнению финансиста, высокий рейтинг сам по себе не является стопроцентной гарантией исполнения контракта.
«Мы видим по статистике раскрытия выданных гарантий, что даже компании с успешным, хорошим контрактным опытом все равно периодически раскрывают гарантии — контракты разрываются в связи с неисполнением работ», — пояснил Константин Басманов.
Зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов высказал пожелание, чтобы текст законопроекта ко второму чтению был представлен и обсуждался вместе с проектами подзаконных актов. Однако, такая форма представления законодательных инициатив в Государственной думе не предусмотрена.
По результатам обсуждения, участники пленарного заседания законопроект одобрили и поддержали его скорейшее принятие.
Официальный срок для направления поправок в текст документа ко второму чтению истекает 14 апреля 2021 года.
Фишка не в том как будут считать, а в том кто будет считать.