26 ноября 2020 года в Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Соблюдение баланса интересов потребителей и застройщиков при оценке качества построенных жилых домов». Мероприятие провел председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко. Его участники пытались разобраться в балансе интересов застройщиков и дольщиков при выплате компенсаций за некачественно построенные квартиры.
-Закон о долевом строительстве четко устанавливает, что застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект, качество которого соответствует условиям договора и всем обязательным требованиям. В случае, если объект долевого строительства построен застройщиком с отступлениями от таких обязательных требований или с иными недостатками, дольщик по своему выбору вправе требовать: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, соразмерного уменьшения цены договора или возмещения своих расходов на устранение недостатков, — напомнил Олег Мельниченко.
Представители Роспотребнадзора и Генпрокуратуры выразили возмущение практикой урезания компенсаций обманутым дольщикам за нарушения, допущенные застройщиками.
-По данным Верховного суда, в 2019 году средняя сумма взысканных штрафов в расчете на один иск в сфере строительства составила 294 тыс. рублей, за последние пять лет средняя сумма — 320,5 тыс. рублей. Это на порядок меньше стоимости самой дешевой квартиры. По другим сферам сумма на порядок выше средней цены товара, — приводит «Интерфакс» слова начальника управления Роспотребнадзора Олега Прусакова.
По его мнению, иски, которые подают к застройщикам дольщики, не имеют ничего общего со злоупотреблением правом. Он подчеркнул, что суммы, которые присуждаются, явно недостаточны: они не покрывают расходов потребителя и неадекватны с точки зрения сопоставимости с ценой договора.
-Я не согласен с использованием термина „потребительский экстремизм“. По данным Верховного суда РФ, за последние пять лет в сфере строительства жилья число дел в судах снизилось на 20%. В 2019 году было рассмотрено 28,2 тыс. дел (в 2018 году — 31,9 тыс. дел, в 2017 — 36,2 тыс.), — сообщил Прусаков.
Он добавил, что в 95% случаев дела в этой сфере завершаются вынесением решений в пользу потребителей.
С мнением Прусакова согласился участвовавший в заседании старший прокурор Генпрокуратуры РФ Алексей Зарецкий.
-Не могу согласиться с рекомендациями в части снижения размера неустойки за невыполнение требований потребителя в части устранения застройщиком недостатков по объекту долевого строительства. Зачастую дома сдаются действительно в ненадлежащем состоянии, — пояснил представитель Генпрокуратуры.
По его мнению, практика снижения стоимости ответственности для застройщика может привести к тому, что недобросовестному строителю выгоднее станет выплатить пострадавшему потребителю мизерную компенсацию вместо того, чтобы построить дом надлежащего качества.
Замглавы Минстроя РФ Дмитрий Волков, признавая проблемы с качеством сдаваемого в эксплуатацию жилья, встал на сторону застройщиков.
-Для решения вопроса так называемого «потребительского экстремизма», нужно определить совместно с участниками рынка, перечень замечаний, которые являются критическими, т.е. критически влияют на качество строительства, не путая их с документами технического регулирования, которые созданы совсем для другого, — предложил Волков.
Чиновник считает, что защищая свои интересы, дольщики используют строительные нормативы не по назначению. Волков подчеркнул, что определить и принять перечень критических замечаний можно одновременно с предъявлением требований к экспертным организациям, представляющим интересы собственников жилья.
Участники «круглого стола» высказали и другие конкретные предложения, направленные на эффективное регулирование отношений застройщиков с потребителями. Все замечания и предложения будут рассмотрены и учтены в итоговом документе мероприятия.
О как. НОСТРОЙ рьяно доказывал, что все это потребительский эксремизм. Оказывается это не так…
Интересно и кто в НОСТРОЙ такое придумал?