Дмитрий Волков прокомментировал изменения в Градкодекс введенные 151-ФЗ

Заместитель министра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков прокомментировал не связанные с долевым строительством новеллы Федерального закона от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ. Многие поправки в градостроительное законодательство, вошедшие в этот пакетный закон, стали для участников строительного рынка приятной неожиданностью.

1.

Впервые за длительное время Градостроительный кодекс позволяет выпускать новые федеральные единичные расценки и их составляющие. Это означает, что теперь можно включать в федеральную сметно-нормативную базу расценки, которые содержат в себе новые технологии. В течение июля Минстрой планирует опубликовать 200 расценок и до конца года ещё 38 тысяч.

«ГЭСН – фактически нормы расхода ресурсов. Нормирование – самая трудоемкая часть работы по созданию расценок. Была проведена работа по синхронизации баз Москвы, РЖД, федеральных баз и ряда небольших отраслевых баз. Если мы видели, что расценки дублируют друг друга, то из двух выбиралась меньшая. Если расценки дополняли федеральную сметно-нормативную базу, то они перепроверялись», — поясняет Д.Волков.

По его словам, минстрой планирует полностью обновить федеральную сметно-нормативную базу, и сделать ее в ценах 2020 года. Замминистра полагает, что на это уйдёт весь следующий год, но это позволит повысить точность ресурсно-индексного и базис-индексного метода по меньшей мере на 15% дополнительно к тем мероприятиям, которые проводятся.

2.

В Градкодексе прописан механизм направленный на уменьшение необходимости прохождения  повторной экспертизы. Ранее практически любое изменение в проекте могло послужить основанием для отправки его снова на экспертизу. Это стало приводить к увеличению сроков строительства и избыточным затратам.

Сейчас в случае, если на этапе строительства нужно вносить изменения в проектную документацию, застройщик может направить эти изменения в экспертизу по упрощённой процедуре – делается не повторная экспертиза всего проекта, а оценка изменения.

Дмитрий Волков: «Кроме того, возвращаем на стройку и полноценных главных инженеров проекта, так называемых ГИПов. Фактически мы воссоздаем прекрасно известный и себя прекрасно оправдавший «авторский надзор», но без резких перемен, мягко трансформируя действующее регулирование».

ГИП наделен правами оценивать изменения в проекте в процессе строительства на соответствие требованиям безопасности. Если изменение несущественное, дополнительной экспертизы или экспертного сопровождения не потребуется. Если изменение влияет на пространственную прочность и устойчивость здания, то инженер принимает решение о необходимости экспертного сопровождения, либо повторной экспертизе проекта в полном объеме.

Однако к ГИПам будут  предъявляться специальные требования. Предполагается, что аттестовать ГИП будет государство, а госстройнадзор будет проверять принятые им решения.

3.

Внесены синхронные изменения в 44-ФЗ и в Градкодекс, которые четко разделили две сметы: на этапе строительства и на этапе проектирования. Установлен прямой запрет использовать инструменты ценообразования, которые применяются для расчёта сметы на этапе проектирования, от сметы на этапе строительства.

4.

В Градостроительном кодексе появились понятие информационного моделирования.Также предусмотрено создание классификатора строительной информации и федеральной государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Таким образом создана база для выстраивания процессов информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла ОКС.

5.

С целью упорядочивания разрешительных актов будет создан единый реестр нормативно-технических документов. Информационный ресурс будет работать с использованием государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации. Если какой-либо орган власти принял нормативный документ в области строительства, он должен будет внести его в единый реестр. В задачах Минстроя появится заполнение реестра старыми документами и поиск между ними коллизий.

Как поясняет Д.Волков, в законодательство закладывается три принципа регулирования. Первый – это «соединение» административных процедур со строительным процессом как способ ликвидации административных барьеров. Второй – любое действие регулятора должно вести к росту компетенции участников строительного процесса, повышению их ответственности, стремлению обучаться. И третий – настолько, насколько это только возможно, изменения должны совершаться не в форме реформ, а в форме трансформации действующего регулирования с учетом складывающейся практики.

За рамками комментария законодательных изменений, замминистра сообщил о возрождении идеи по созданию региональных центров ценообразования для того, чтобы быстрее наполнить ФГИС ЦС и дать возможность включить в работу ресурсный метод, обеспечив его сопоставимость с базисно-индексным и с ресурсно-индексным.

 

Полный текст комментария опубликован в ИА «Строительство»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*