Займы СРО: что советует НОСТРОЙ

studiostoks

НОСТРОЙ опубликовал проект методических рекомендаций, регулирующих порядок предоставления займов членам саморегулируемой организации. Разберемся в нюансах документа.

В самой новости говорится о том, что опубликованные методические рекомендации еще будут согласовываться с Минстроем России и Ростехнадзором и по итогам таких согласований в них будут внесены изменения и дополнения. Также данный проект подлежит утверждению Экспертным Советом НОСТРОЙ. Учитывая, что требуется еще множество различных согласований, применять в полном объеме методические рекомендации СРО может только на свой страх и риск.

В пункте 1.2 рекомендаций говорится, что они определяют (но не ограничивают самостоятельную деятельность саморегулируемой организации) порядок действий саморегулируемой организации. Таким образом, СРО может действовать по своему разумению и любым иным отличным способом от предложенного. При этом во всем тексте рекомендаций нигде нет упоминания об ответственности НОСТРОЙ за действия СРО по предложенному порядку выдачи займов своим членам.

В пункте 4 рекомендаций описывается порядок проведения общих собраний СРО по принятию решений о выдаче займов. В данном пункте предлагается возможность проведения общих собраний СРО с использованием видеоконференцсвязи (ВКС). Надо сказать, что возможность проведения таких собраний основана на письме Минюста России. Однако положительная практика проведения общих собраний с использованием ВКС еще не сложилась, нет четкой судебной практики, да и не надо забывать, что требуется четкая регламентация проведения общего собрания с использованием ВКС во внутреннем документе СРО, который принимается на общем собрании. Не все однозначно и с идентификацией членов СРО присутствующих на таких собраниях. Поэтому на практике провести такие собрания СРО в ближайшее время реально не удастся.

В пункте 4.7 остается возможность наделения правом исполнительного органа принятия решения о выдаче займа. Мы уже писали о том, что наделить таким правом можно любой орган в СРО. Однако позиция Ростехнадзора, которую он высказал на своем официальном сайте, на этот счет иная – принимать решение о выдаче займов может только ПДКОУ. Поэтому есть вероятность, что при наделении иного органа СРО принимать решения о выдаче займов, изменения вносимые в государственный реестр СРО в части информации о Положении о КФ ОДО не будут внесены в госреестр СРО.

Пунктом 5.1 Рекомендаций, предусматривается, что с заявкой на предоставление займа вправе обратиться любой член СРО независимо от внесения им вноса в КФ ОДО. Формально так оно и есть, поскольку в Постановлении правительства № 938 нет практически никаких ограничений, кроме того, что должен быть заключен контракт, с использованием конкурентных способов заключения договоров. Это могут быть и договоры до 3 миллионов рублей. А могут быть случаи, когда член СРО, не внеся взнос в КФ ОДО, заключает такой контракт. Если для членов СРО с контрактами до 3 миллионов рублей, вероятность подачи заявки минимальна из-за сильной забюрократизированности процедуры, то во втором описанном случае такое возможно. Но тогда СРО становится известно о неуплате взноса в КФ ОДО и должна быть проведена внеплановая проверка, по итогам которой направлены документы о необходимости внесения взноса в КФ ОДО. Пока суд да дело, а заявку по выдаче займа надо уже рассмотреть и принять решение. До конца не решен еще вопрос о возможности установления дополнительных оснований для отказа в выдаче займа. С одной стороны, их нет в постановлении Правительства, с другой стороны, «что не запрещено, то разрешено». Как на самом деле в этом спорном вопросе поведет себя фемида, сегодня невозможно даже предсказать. И опять мы видим, что СРО остается с этой проблемой один на один.

Пунктами 5.5. и 5.6 предусматривается осуществление исполнительным органом СРО проведения представленных документов заемщиком и проведение проверки  представленных обязательств об обеспечении исполнения обязательств. Мы все с вами понимаем, что при определении возможности выдачи займа члену СРО будут задействованы лучшие специалисты СРО: аналитики, контролеры, юристы и т.д. Представляется все же  в целях минимизации рисков необходимо описать взаимодействие между специалистами СРО и выдаче ими своих заключений о возможности выдачи или не возможности выдачи займа члену СРО. Это позволит все же снять ответственность с единоличных руководителей СРО.

Источником уплаты налога на прибыль от дохода, полученного в виде уплаченных процентов в соответствии с договорами займа, является КФ ОДО. Так утверждается в пункте 5.14 рекомендаций, правда с оговоркой, что в данной случае применяется аналогия права. Но вопросов при этом меньше не  становится. Как быть с учетной политикой в СРО по учету % от выданных договоров займа? Будет ли член СРО платить налог на доход от разницы ключевой ставки и ставки % по выданному займу, как полученному нематериальному доходу? Если уплачиваем налог на прибыль из КФ ОДО, то выдача займов является размещением средств КФ ОДО? Если является размещением средств КФ ОДО выдача займов членам СРО, то под какой пункт статьи 55.16 подпадает перечисление денежных средств на счет члена СРО суммы займа?

Оценка финансового состояния члена СРО описанная в пункте 6 рекомендаций носит сугубо общий характер. Это и понятно, проведение такого анализа возможно только специалистами очень высокого уровня. Которых, скажем прямо, в СРО нет. И попытка разработки проекта методики оценки финансового состояния юридического лица резидента РФ для предоставления займов в соответствии c частью 17 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации № 191-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» со 100% уверенностью не дает гарантий возврата займа.

Предполагается, что член СРО самостоятельно в своей заявке рассчитывает сумму займа, которая может быть СРО ему предоставлена. Однако мы понимаем, что из-за сложности расчетов далеко не все члены СРО смогут правильно произвести расчет такой суммы и, следовательно, будут в заявках указывать желаемую сумму займа. Конечно, потом СРО проведет правильный расчет и примет уже по нему решение о выдаче займа. Но вот если член СРО указал 1 миллион рублей, а СРО посчитала, что может выдать только 100 тысяч и приняла решение, как дальше быть, если член СРО откажется от такой малой для него суммы? Отменять решение о выдаче займа вследствие не заключения договора займа? И в какой срок? Этого нет в рекомендациях НОСТРОЙ.

Вопросов на самом деле очень много, всех их даже в этой статье описать не возможно. Поэтому я еще остановлюсь на некоторых из них:

а) какие обоснования для рекомендации в пункте 9.4. о нежелательности принимать решение об уступке права требования по договору займа, заключенному между СРО и ее членом, третьему лицу?

б) почему в рекомендациях не описан порядок регистрации права залога на недвижимое имущество, транспортные средства, ценные бумаги? Не все уверен знают этот порядок, особенно с ценными бумагами.

в) почему отсутствует примерная форма проекта решения общего собрания членов СРО об отказе СРО предоставления займов своим членам из КФ ОДО? Полагаю надо быть последовательными раз СРО могут на добровольной основе применять это право и рекомендации НОСТРОЙ.

г) почему в проекте раздела о внесении изменений в Положение о КФ ОДО не отражен вопрос зачисления полученных % по займам и как следствие не внесены изменения в сам порядок (или перечень источников) формирования КФ ОДО?

д) когда появится проект договора займа?

е) как оценить стоимость предлагаемого к залогу имущества? И кто это должен делать: СРО или член СРО?

ж) в какой форме будут согласованы методические рекомендации с Минстрой России и Ростехнадзором, и когда СРО и как об этом узнает?

В завершении  хотелось бы сказать, что мы не призываем саботировать выдачу займов своим членам, однако обращаем внимание всех СРО за законодательную сложность всего этого процесса.

И напоследок обращаем особое внимание на пункт 9.1 рекомендаций НОСТРОЙ, который приводим дословно:

«9.1.  Саморегулируемая организация несет ответственность за организацию, обеспечение предоставления займов своим членам, за соблюдение требований внутренних документов СРО, за исполнение договора займа в соответствии с гражданским законодательством, регулирующего деятельность органов управления, градостроительным законодательством, 315-ФЗ, уставом СРО, регулирующим деятельность СРО».

ПРАВОВЕД
специально для Правды о СРО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*