Законопроект об обязательной НОК идёт на первое чтение

vectorstok

Правительственный законопроект, предусматривающий введение обязательной НОК для специалистов НРС в сфере строительства, нуждается в доработке. Такой вердикт вынесли члены Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ РФ, рассмотрев документ на заседании 21 октября 2021 года.

По мнению экспертов, принятие законопроекта № 1212919-7 в текущей редакции чревато рядом проблем.

Так, в настоящее время в национальные реестры специалистов включены порядка 385 тысяч физических лиц, из них около 6% (более 22-х тысяч специалистов) были внесены в реестры до 1 июля 2017 года. В случае принятия поправок в предложенном виде, для сохранения своего места в реестре в 2022 году таким специалистам потребуется пройти процедуру независимой оценки квалификации. По мнению депутатов, необходимость пройти НОК в столь сжатые сроки приведет к резкому увеличению спроса на данную услугу, и соответственно, спровоцирует рост ее стоимости.

Кроме того, поскольку физические лица, занимающее должности главного инженера проекта или главного архитектора проекта (либо претендующие на такие должности), вынуждены будут проходить процедуру НОК за счет собственных средств, существует риск развития дефицита профессиональных кадров в строительстве. При этом законопроект не предусматривает какие-либо переходные положения, а также мероприятия по защите трудовых прав специалистов.

Еще одним моментом требующем внимания, по мнению комитета, является «отсутствие достаточного уровня ответственности» Центров оценки квалификации за принятые решения по подтверждению квалификации физических лиц и персонала проектно-изыскательских и строительных организаций. Депутаты считают, что это создает риски разрушения существующей отраслевой системы работы с персоналом и снижения уровня подготовленности кадров.

Законодатели также отметили, что введение в Градостроительный кодекс РФ обязанности по прохождению независимой оценки квалификации специалистов, формально заменяя требования к повышению квалификации физических лиц на необходимость наличия свидетельства о квалификации, не исключают для специалистов необходимость повышения квалификации. При этом занятость физических лиц не может служить инструментом для упрощения процедуры ведения соответствующего национального реестра специалистов.

«Представляется целесообразным при доработке законопроекта ко второму чтению рассмотреть возможность не распространять требования о наличии свидетельства о квалификации на вновь включаемых в национальный реестр специалистов, что позволит минимизировать риск развития дефицита профессиональных кадров в строительстве»,- говориться в заключении ответственного комитета.

Впрочем, перечисленные риски и недоработки проекта поправок в Градостроительный кодекс не помешали экспертам поддержать его концептуально: депутаты рекомендовали рассмотреть и принять его в первом чтении уже завтра — 26 октября 2021 года*, а все высказанные замечания учесть при доработке документа ко второму чтению.

Аналогичную позицию выразило и Правовое управление Аппарата Госдумы РФ. С его стороны высказаны только два замечания — о необходимости конкретизировать процедуры включения и исключения из Национального реестра специалистов граждан иностранных государств, и о необходимости привести ряд формулировок законопроекта в соответствие с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».

Законопроект № 1212919-7  «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью З3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» разработан Минстроем России и вводит требование о прохождении независимой оценки квалификации каждые пять лет на смену требованию о повышении квалификации специалистов, сведения о которых подлежат внесению в национальные реестры специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в области строительства. Законопроект устанавливает минимальные требования к таким специалистам, основания для включения и исключения сведений о сециалитах из НРС, уточняет их должностные обязанности. Помимо этого, документ вносит поправки в части размещения компенсационных фондов саморегулируемых организаций, интеграции Единых реестров членов СРО с Национальными реестрами специалистов, а также порядка взаимодействия саморегулируемых организаций, исключенных из государственного реестра, и Национальных объединений СРО в сфере инженерных изысканий, проектирования и строительства.


UPD рассмотрение законопроекта в I чтении перенесено на 09.11.2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*