Законодательство о закупках ждет оптимизация

studiostoks

Отдельные положения Общенационального плана по восстановлению экономики, рассчитанного на полтора года, нашли отражение в законопроекте Минфина России.

В случае если сметная стоимость строительства (реконструкции, капитального ремонта) объекта капитального строительства в рамках госзаказа, определенная в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену государственного (муниципального) контракта, существенные условия такого контракта должны быть изменены. При этом цена контракта не должна увеличиться более чем на 30%.

Соответствующую новеллу содержит законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», доработанный Минфином России и внесенный на рассмотрения российского правительства.

Похожее требование предполагается и для контрактов на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) ОКС, сметная стоимость которых по результатам экспертизы проектной документации ниже цены таких контрактов: в этом случае цена контракта подлежит обязательному снижению.

Кроме того, документ наделяет высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации определять единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закупки на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту, сносу) ОКС за счет средств резервного фонда указанных исполнительных органов.

Законопроект предусматривает введение «универсальной стоимостной предквалификации», в соответствии с которой к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн рублей будут допущены только участники, имеющие успешный опыт исполнения контракта, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20% от начальной цены контракта. Также для участников закупки вводится рейтинг деловой репутации. Порядок формирования и применения такого рейтинга будет определен подзаконным актом.

Проект федерального закона предусматривает множество иных нововведений, направленных на упрощение и систематизацию порядка осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд:

  • сокращение количества способов закупок с 11 до 3, унификацию требований к извещениям о закупках, к заявкам участников закупок, формируемым протоколам;
  • ускорение осуществления предусмотренных процедур, в том числе за счет оптимизации порядка исчисления сроков, ускорения информационного взаимодействия банков с электронными площадками, ускорения срока подачи ценовых предложений при проведении электронного аукциона;
  • перенос этапа подачи ценовых предложений в начало процедуры и допуск к участию в торгах участников закупки до рассмотрения их заявок заказчиком на предмет соответствия требованиям заказчика в отношении закупаемого товара, работы, услуги;
  • введение механизмов обеспечения конфиденциальности информации о закупках. Закупки ФСО России, Росгвардии и Роскосмоса смогут осуществляться в закрытой электронной форме по аналогии с закупками Минобороны России;
  • введение возможности проводить конкурсы на строительство с упрощенной заявкой на участие в таких закупках (без установления требований к описанию используемых оборудования и строительных материалов при наличии проектно-сметной документации);
  • усиление антидемпинговых мер в части установления минимального размера (не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта) обеспечения исполнения контракта;
  • снижение финансовой нагрузки на исполнителей по контрактам жизненного цикла за счет раздельного предоставления обеспечения исполнения такого контракта (первоначально на создание объекта, а после создания объекта – на срок его эксплуатации);
  • введение возможности обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств гарантиями, выдаваемыми «ВЭБ.РФ», а также при закупках у малого бизнеса региональными гарантийными организациями;
  • перевод процедур исполнения контракта (приемка, «электронное актирование», расторжение контракта), обжалования в электронную форму;
  • права поставщика обжаловать решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ФАС России без необходимости последующего обязательного учета заказчиком решения, принятого ФАС России по итогам рассмотрения такой жалобы. В целях реализации указанной процедуры срок для вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта увеличен с 10 до 15 дней;

Отметим, что законопроект был разработан Минфином России еще в феврале 2020 года.  А позже – доработан по вопросам в сфере строительства во исполнение дополнительных поручений Первого зампреда правительства РФ Андрея Белоусова и зампреда правительства РФ Марата Хуснуллина. Помимо этого в документе учтены отдельные предложения, поступившие при его разработке от Минобороны России, Минтранса России, ФАС России, Казначейства России, ГК «Росатом», ГК «Роскосмос», Правительства Москвы, Правительства Московской области.

Законопроект включен в План дополнительных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также содержит отдельные мероприятия, предложенные к включению в разрабатываемый Общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики. В связи с этим документ должен быть внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ в период весенней сессии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*