В ожидании принятия оптимизационного законопроекта, направленного на упрощение и сокращение закупочных процедур, эксперты ежемесячно рассматривают локальные поправки в законодательство о государственных закупках. Прошлый месяц не стал исключением и пополнился тремя инициативами.
Так, 26 мая 2021 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект № 1145363-7, направленный на устранение конфликта интересов участников закупов.
В рамках закупок, осуществляемых по Федеральному закону №223-ФЗ, меры по противодействию возникновения конфликта интересов будет принимать комиссия по закупкам. Членами такой комиссии не смогут стать:
- физлица с личной заинтересованностью в закупке;
- участники (акционеры) организаций, которые подали заявки, члены их органов управления, кредиторы;
- иные физлица из положения о закупке.
В Федеральном законе № 44-ФЗ уже есть перечень возможных участников конфликта интересов. Предложенный законопроект уточняет этот список, в частности, конкретизирует, какие органы управления юрлица — участника закупки вступят в конфликт интересов с заказчиком. Например, учредитель унитарной организации.
За тем, чтобы не возникло угрозы конфликта интересов, проследят, в частности, руководитель и работники контрактной службы, члены комиссии по закупкам, контрактный управляющий.
Кроме того, завершилась процедура общественных обсуждений и антикоррупционной экспертизы проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».
Автор инициативы, Минфин России, разработал новые правила ведения реестра недобросовестных поставщиков в рамках Федерального закона 44-ФЗ.
Ведомство предлагает следующие изменения:
- максимальная автоматизация документооборота с использованием ЕИС в сфере закупок при направлении заказчиком обращения в контрольный орган;
- внедрение единых форм обращений и уведомлений;
- формирование обращения заказчика о включении в реестр при уклонении победителя от заключения контракта одновременно с протоколом об уклонении. Поправка направлена на исключение злоупотреблений, при которых заказчик мог не информировать контрольный орган об уклонившемся от заключения контракта победителе;
- закрепление оснований, при которых участник закупки, поставщик (подрядчик, исполнитель) не могут быть включены контрольным органом в реестр;
- введение порядка исправления технических ошибок, допущенных при ведении реестра. Заказчик и участник закупки получат право направить такое обращение в контрольный орган, который обязан его рассмотреть не позднее 5 рабочих дней;
- введение подробного порядка досрочного исключения информации из реестра в случае принятия соответствующего решения суда, а также в отношении лиц, которые не могли оказывать влияние на действия поставщика (подрядчика, исполнителя), приведшие к его включению в реестр;
- закрепление подведомственности рассмотрения документов, что позволит всем участникам правоотношений однозначно определить орган, уполномоченный на прием и рассмотрение документов.
По итогам процедуры общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы замечаний на проект постановления не поступило.
Наконец, правительство РФ сформировало новый пакет поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам апрельского поручения президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию.
В перечень мер поддержки вошли в числе прочего:
- повышение обязательной квоты на закупки у МСП для государственных заказчиков с 15 до 20%. Аналогичная квота для госкомпаний увеличится с 20 до 30%;
- послабления в сфере контрольно-надзорной деятельности. Например, за впервые выявленные нарушения МСП предлагается не штрафовать;
- создание цифровой платформы, которая агрегирует все меры поддержки МСП и в автоматическом режиме сможет определить, на какие инструменты предприниматель вправе претендовать.
В настоящее время доработанный законопроект находится в правительстве РФ.
В завершение отметим, что долгожданный оптимизационный законопроект № 1100997-7 вчера, 17 июня, был принят Государственной Думой в третьем чтении. К этому моменту из документа были исключены положения, связанные с определением и порядком применения рейтинга деловой репутации участника закупки, и внесено порядка 70-ти поправок.