Законно ли Минстрой просит информацию?

Человек-вопрос

18 марта 2020 года в адрес обоих национальных объединений СРО (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) пришло письмо от Правого департамента Минстроя России о необходимости предоставлять информацию.

Все бы ничего в этом письме, если бы не отсутствие правовой грамотности при его написании. Об этом сегодня мы и поговорим в данной заметке.

Учитывая, что письмо короткое, приведем его целиком:

«Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во исполнение части 6 статьи 55.23 Градостроительного кодекса РФ просит ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, накопительным итогом представлять информацию о деятельности национального объединения саморегулируемых организаций согласно прилагаемой таблице».

Такую информацию предлагается направлять на электронную почту заместителя директора Правового департамента Татьяны Барминой.

В прилагаемой таблице госпожа Бармина хочет получить следующие сведения:

  • количество СРО;
  • количество членов в СРО;
  • количество исключенных СРО;
  • количество специалистов в национальном реестре специалистов;
  • количество СРО, разместивших средства компенсационных фондов в полном объеме;
  • средства компенсационных фондов на специальных счетах (с расшифровкой по КФ ВВ и КФ ОДО);
  • средства компенсационных фондов в банках-банкротах, средства КФ ВВ, размещенные НО СРО на специальных банковских счетах;
  • выплаты из КФ ВВ и КФ ОДО;
  • исковые требования, рассматриваемые в судах отдельно по КФ ВВ и КФ ОДО;
  • размер обязательств по договорам подряда, заключенным конкурентным способом.

Все это необходимо представить в разрезе по видам СРО.

Ссылаясь на часть 6 статьи 55.23 Градостроительного кодекса РФ Правовой департамент Минстрой РФ мотивирует свой запрос тем, что НО СРО обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций.

Как видим из части 1 статьи 55.23 Градостроительного кодекса РФ одной из функций Минстроя России является контроль за деятельностью НО СРО. Данная функция также прописана в пункте 5.4.82 Положения о Минстрое России, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1038. Также в пункте 6 этого Положения предусмотрено право ФОИВ запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам.

Если запрашиваемая информация предоставляется в рамках осуществления контроля за деятельностью НО СРО, то нам необходимо обратится к Приказу Минстроя России от 11.06.2019 № 332/пр «Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций». И тут мы находим следующее:

Пункт 22. Содержанием административного действия по организации проверок национальных объединений является установление основания для проведения проверки, издание приказа о проведении проверки, запрос материалов и информации, необходимых для проведения проверки, уведомление проверяемого национального объединения о проведении проверки.

Пункт 35. В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса национальное объединение обязано направить в Министерство указанные в запросе документы.

Пункт 44. Срок осуществления проверки не может превышать 17 рабочих дней. В исключительных случаях проверка осуществляется в срок, не превышающий 37 рабочих дней.

Как видно из приведенных норм, просьба Правового департамента Минстроя России о ежемесячном предоставлении до 10 числа месяца, следующего за отчетным, не является основанной на нормах действующего законодательства: нет приказа о проведении проверки деятельности Национальных объединений (о нем ни слова в письме и приказ не прилагается); срок представления информации ежемесячно не соответствует требованиям по сроку о представлении информации в ходе проверок (плановых или внеплановых).

Очень непонятным является запрос информации только о средствах КФ ВВ, размещенных НО СРО на спец банковских счетах. А разве Национальные объединения СРО не размещают средства КФ ОДО исключенных СРО на специальных банковских счетах, или же эта информация не интересует Минстрой России? А может впопыхах подготовки запроса исполнитель просто забыл о данном компенсационном фонде?

Минстрой России, как мы уже выяснили, осуществляет контроль за деятельностью национальных объединений СРО, тогда не совсем понятно каким образом информация о выплатах из КФ ВВ и КФ ОДО любой СРО относится к деятельности Национального объединения и к контролю Минстроя России. Всем известно, что данный контроль находится в ведении Ростехнадзора. В данном случае прослеживается явное превышение полномочий.

Аналогично возникает вопрос и по исковым требованиям к компенсационным фондам СРО – это вообще чисто статистическая информация и не более.

Надо заметить, что в соответствии с пунктами 5 и 8 части 2 статьи 7 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» каждая СРО ежеквартально на своем сайте размещает информацию о компенсационных фондах и о поданных ею исках. Информация об исковых требованиях к КФ СРО не подлежит обязательному размещению, а также предоставлению кому-либо (НО СРО, Минстрой и т.д.), да и если честно сказать не всегда может быть известна в СРО. Выбрать такую информацию из рассматриваемых дел в судах всех инстанций не представляется возможным. Да и какой смысл в информации об исковом требовании в КФ СРО, если суд может не удовлетворить данные требования?

Вопрос, для чего запрашивается информация о размерах обязательств по договорам подряда, заключенным конкурентными способами, вообще не поддается никаким объяснениям. Тем более учитывая, что данная информация будет являться общей и едва ли будет достоверной в полном объеме.

Можно предположить, что данная информация потребовалась Минстрою России для работы над законопроектом о возможности использования компенсационных фондов СРО для выдачи займов членам СРО и сопутствующими подзаконными актами. Тут, конечно, ведомству не обойтись без запрашиваемых сведений.

Опасения вызывает то, что Правовой департамент в свойственной им манере делает все это кулуарно, без предоставления информации саморегулируемому сообществу. А следовательно мы получим и вынуждены будем их исполнять поправки без экспертной оценки профессионального сообщества. Как следствие в процессе их применения неизбежно возникнут многочисленные правовые коллизии, которые придется потом разрешать в судах. Системе саморегулирования это точно не пойдет на пользу. Тем более не хочется, чтобы за ошибки отдельных чиновников Минстрой России отвечали бы в каждой СРО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*