Закон о госзакупках: снести или поправить?

studiostoks

Правительство Российской Федерации категорически против замены Федерального закона 44-ФЗ, который сегодня регулирует систему государственных закупок, на новый закон.

Об этом 1 декабря на круглом столе «Повышение прозрачности системы закупок в строительстве» рассказал первый заместитель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий.

«Я согласен, что дальше продолжать кромсать и терзать этот несчастный 44-й закон – достаточно бесполезное дело», – заметил он, добавив, что для изменения этой ситуации участники профессионального сообщества должны подготовить железобетонные доказательства того, что сегодняшняя практика неэффективна, затратна и не мотивирует предприятие расти и в уровне квалификации, и в собственной экономике.

Большинство участников круглого стола поддержали Аркадия Чернецкого, и предприняли попытку сформулировать основные проблемы системы государственного заказа в строительстве и предложить пути их решения.

По словам директора Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Александра Мешалова, основная задача законодателя состоит в смещении баланса при выборе подрядчика от цены контракта к неценовым критериям, например, опыту реализации проектов. Кроме того, требования к заказчикам должны быть аналогичными требованиям к генеральным подрядчикам в части обязательного привлечения к работе квалифицированных специалистов, включённых в Национальный реестр специалистов в области строительства. Наконец, требуется создание долгосрочного пакета контрактов, который обеспечит вложения подрядчика в развитие своей организации, НИОКР, квалифицированных кадров и т.д.

Александр Мешалов сообщил, что все перечисленные предложения отражены в соответствующей главе проекта Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года.

Генеральный директор Ассоциации СРО «МОСП МСП — ОПОРА» Алексей Науменко развил тему неценовых критериев квалификационного отбора участников конкурсных процедур. Он отметил, что установить достоверность опыта реализации проекта можно только в рамках исполнения государственных контрактов по 44-му федеральному закону. Тогда как наличие опыта исполнения контрактов по 223-му федеральному закону или же исполнение коммерческих контрактов проверить практически невозможно. Докладчик предложил, прежде чем устанавливать критерии квалификационного отбора, задуматься о том, как заказчик будет проверять достоверность соответствующей информации.

В качестве инструмента такой проверки член президиума Ассоциации СРО «Гильдия Пермских строителей» Денис Колпаков предложил создать некий единый реестр, в который войдут сведения из открытых и закрытых источников и который позволит участникам контрактной системы получить всю информацию о подрядчиках. Кроме того, докладчик предожил вернуться к теме рейтингования саморегулируемых организаций и членов СРО – по критериям количества специалистов, успешно реализованных проектов, действующих контрактов и т.д.

Тему рейтингования поддержал генеральный директор Ассоциации СРО «Ивановское Объединение строителей» Дмитрий Кочнев, который рассказал о практике общественного контроля в возглавляемой им СРО, а также о разрабатываемых рейтингах как подрядчиков, так и заказчиков. Дмитрий Кочнев особо подчеркнул, что контракт заключается двумя участниками, и подрядчик также несёт риски неисполнения обязательств со стороны заказчика, а потому должен быть информированным о стиле работы последнего заранее.

Зампредседателя Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системы Павел Малахов, обратил внимание на абсурдность механизма формирования цены, по которой сегодня торгуются контракты. Он напомнил, что при формировании начальной максимальной цены контракта заказчик ориентируется на несколько аналогичных предложений, составленных на основе неактуальных сметных нормативов, и выбирает минимальное из них. «Получается абсурдная ситуация, в которой у нас подрядчик с самого начала выходит на убыточный контракт», — заявил Павел Малахов и пригласил руководителей СРО принять самое активное участие в работе комитета по пересмотру и актуализации сметных нормативов.

«Практика формирования начальной цены на сегодняшний день настолько сегодня порочна, что нуждается в немедленном реагировании», — поддержал докладчика Аркадий Чернецкий.

Выступавшие с мест участники круглого стола добавили к перечню вопросов, требующих пересмотра, необходимость расширения роли саморегулируемых организаций в системе государственного заказа. В настоящий момент СРО отвечают за результат исполнения контрактов средствами компенсационных фондов, однако не имеют инструментов контроля реального объёма договорных обязательств своих членов. Кроме того, законодательного урегулирования требует вопрос ответственности сторон, для чего необходимо разработать положение о техническом заказчике; во избежание двойного тарифицирования, необходимо отменить банковские гарантии для членов СРО; требует продолжения разработка вопроса регулирования демпинга цен.

Аркадий Чернецкий пообещал, что возьмёт в работу на площадке Совета Федерации часть поднятых вопросов, и подчеркнул, что мнение о том, что строительная отрасль нуждается в самостоятельном регулировании процесса закупок, уже звучало среди сенаторов.

Напомним, что за десять лет существования НОСТРОЙ это далеко не первая попытка строителей актуализировать необходимость коренного пересмотра правил размещения государственного заказа в строительной сфере. Изменить отношения заказчика и подрядчиков уже пробовали при помощи введения типовых контрактов, изменения веса стоимостных критериев в конкурсах, отмены электронных аукционов и даже подготовки отдельного закона о строительном подряде. Однако до сих пор в приоритетах Правительства РФ вопросы экономии бюджета стоят выше вопросов качества строящихся объектов и стимуляции отраслевого развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*