Зачем НОСТРОЙ потребовалось ЕИП

Человек-вопрос

Не далее, чем вчера мы сообщили, что НОСТРОЙ намерен объединить под своей крышей всех участников строительного процесса. Для реализации этой идеи нацобъединение готово создать Единое информационное пространство, основанное на доверительном электронном документообмене заинтересованных лиц.

Напомним, что презентованный директором Департамента информационных технологий и анализа данных Валерием Карповым на Форуме +100 сервис предполагает создание личных кабинетов:

  • для руководства НОСТРОЙ,
  • для СРО,
  • для членов СРО,
  • для государственных, муниципальных и корпоративных заказчиков,
  • для сотрудников ГСН,
  • для специалистов, включенных в НРС.
Кадр из Презентации В.Карпова

Неудивительно, что презентация настолько всеобъемлющего сервиса заинтересовала не только нас. Предлагаем пытливому читателю познакомиться с мыслями одного из непосредственных участников строительного процесса, которому дирекция НОСТРОЙ настойчиво стремится причинить добро.


Пользуясь возможностями Вашего издания, хочу обратить внимание руководителей СРО на усиление тренда на установление прямого контроля дирекции НОСТРОЙ над членами СРО. Контрольные полномочия НОСТРОЙ всегда были предметом постоянной дискуссии с момента его создания. Попытки исполнительного аппарата нацобъединения выйти за пределы установленных в Градостроительном кодексе функций неоднократно пресекались. Но каждое новое поколение функционеров НОСТРОЙ стремится к монетизации своего влияния на участников рынка. В последние годы этот процесс приблизился к критической точке.

Так, например, право на мониторинг рынка НОСТРОЙ реализует в форме постоянных запросов в СРО, а отсутствие ответа на эти запросы толкует как недобросовестность и повод для административного давления на нелояльные дирекции организации. Отказ от участия в инициативной деятельности дирекции, не получившей одобрения ни Всероссийского съезда, ни признания Совета, становится поводом к назначению внеплановых проверок СРО. Любые попытки публично высказать точку зрения, отличную от позиции отдельных персоналий в руководстве, или защитить законность стоили некоторым людям постов координаторов и места в Совете.

Более того, сейчас, получив полномочия по ведению двух реестров <Единого реестра членов СРО и НРС – ред.>, дирекция НОСТРОЙ фактически дискредитирует оба этих института. Итоги проверок деятельности СРО со стороны Ростехнадзора за последние шесть месяцев отчетливо показали, что данные об обеспечении ответственности членами СРО, которыми располагает НОСТРОЙ, как держатель Единого реестра членов СРО, и данные органа надзора НЕ СОВПАДАЮТ. Во многих случаях разница исчисляется миллионами рублей и никак не может быть объяснена простой ошибкой оператора реестра. Имеет ли место халатность, или неправильная работа держателя реестра, или намеренное искажения данных – в данном контексте неважно. Важно, что достоверность данных Единого реестра дискредитируются и НИКАКОЙ ответственности за это нигде не предусмотрено. Более того, выявленные факты даже не становятся предметом для беспокойства.

Аналогичная история и с НРС. Закрытая часть реестра заполнена сотрудниками НОСТРОЙ не более чем на 10-15%, регламент его ведения подвергается непрерывной правке, исключение и замена реестровых номеров специалистов происходит по непонятной процедуре, а коммерческим услугами по скоростному внесению данных в НРС забит весь интернет. И, как и в случае с Единым реестром, никто за это не отвечает, т.к. ответственные за реестр сотрудники имеют привычку увольняться как раз накануне отчетных съездов. А сейчас мы наблюдаем еще более интересную ситуацию, при которой Совет поручил вносить данные в НРС лично директору НОСТРОЙ. Вопрос о том, кто будет контролировать его деятельность по внесению данных в НРС и готовить для Совета отчет о его работе, разумеется, не обсуждается.

Простите за многословие. Но это тот фон, на котором сейчас Национальное объединение строителей снова презентовало инициативу по созданию на своей базе Федерального реестра членов СРО. Т.е. превратив деятельность по ведению двух информационных систем в профанную и коммерциализированную, НОСТРОЙ претендует на существенный кусок в государственной системе обеспечения градостроительной деятельности, которая формируется в стране по поручению Президента РФ. Участникам деловой программы 100+ Forum Russia совершенно очевидно, что НОСТРОЙ нацелился на позицию централизованного органа контроля над участниками рынка – членами СРО. При этом сотрудники дирекции от имени профессионального сообщества активно представляют и продвигают инициативы, которые продвигать и представлять им НИКТО НЕ ПОРУЧАЛ. А сам Президент НОСТРОЙ А.Глушков о вопросах саморегулирования не говорит вовсе, сосредоточившись на проблематике жилищного строительства, которая не имеет к деятельности СРО никакого отношения.

Не буду здесь критиковать или подробно разбирать инициативу по созданию очередного федерального реестра на базе некоммерческой организации. Незаконность и сомнительность данной инициативы очевидна. Скажу следующее. В сложившихся обстоятельствах имеет смысл поднять вопрос о полной ликвидации НОСТРОЙ, как излишней надстройки над реальными СРО. Как организации, не предусмотренной в 315-ФЗ, не исполняющей определенные законом функции (включая функции по работе с членами исключенных СРО) и систематически превышающей свои полномочия.

Учитывая политический тренд на государственное планирование и усиление роли государства в регулировании строительного рынка, а также имеющиеся решения о создании государственной ИСОГД, логично передать функции по ведению Единого реестра членов СРО и Национального реестра специалистов по организации строительства в ведение Минстроя России. Уверен, что абсолютно все члены СРО согласятся платить за ведение этих реестров соответствующие пошлины и сборы. Хотя бы потому, что в условиях госучреждения эти средства не могут быть использованы против них самих.

В Минстрой пришла работоспособная команда. Перед ней стоят амбициозные задачи по созданию глобальных государственных информационных систем и работоспособной и мобильной системы управления строительной отраслью. Такие элементы как реестр СРО и НРС – это очень малая, хотя и значимая часть этих систем. Уверен, что прямое взаимодействие СРО, специалистов и команды Минстроя будет гораздо более эффективным и полезным как для участников рынка, так и для самих СРО.

Отсутствие открытой подписи прошу простить, т.к. являюсь директором действующей СРО. Спасибо.


От редакции. Отметим, что дирекция Национального объединения строителей не питает иллюзий относительно того, что столь глобальные проекты невозможно реализовать без соответствующих изменений в законодательстве. Так, на круглом столе «Стратегия развития строительной отрасли 2030» в рамках Форума 100+ Виктор Прядеин, ссылаясь на заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Дмитрия Волкова, отметил, что Единое информационное пространство может состояться только в том случае, если у государственных информационных систем появится открытый интерфейс.

Комментарии:

  1. Да просто денежки хотят попилить на очередном фейковом и никому не нужном продукте. Смотри кому выгодно!!

  2. Если бы НРС изначально отдали подведу минстроя, никаких проблем с персональными данными и интеграцией с ГИС вообще не было бы.

    1. Еще не поздно. «поручить ведение НРС минстрою России»…всего одна строчка в законе, и нет проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*