Эксперт: Ростехнадзор злоупотребляет правом

studiostoks

Ростехнадзор ни при каких условиях не намерен отзывать свои запросы о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра, направленные в национальные объединения для подготовки соответствующих заключений. Даже если основания для исключения СРО, приведенные в направленных запросах признаны незаконными и недействительными. Такой вывод следует из ответа надзорного органа от 21.02.2019 г. №09-00-06/1558.

Одна из саморегулируемых организаций, озабоченная ситуацией вокруг вышеуказанных запросов Ростехнадзора, обратилась в ведомство со следующим вопросом:

«Арбитражные суды принимают решения о признании недействительными отдельных пунктов предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическом и атомному надзору в отношении требований о наличии «исторического максимума» компенсационных фондов на специальных счетах СРО.

Согласно части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) такие решения подлежат немедленному исполнению. В соответствии с частью 8 статьи 201 АПК РФ, со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Согласно статье 16 АПК РФ решения суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, а согласно статье 69 АПК РФ, обстоятельства дела, признанные арбитражным судом установленными, не нуждаются в дальнейшем доказывании и также обязательны для всех связанных с процессом лиц.

Означает ли это, что запросы Ростехнадзора, направленные ранее (до признания предписания недействительным) о подготовке заключения о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра саморегулируемых организаций, основанные на нарушениях, указанных в таком предписании, также не подлежат рассмотрению и применению?»

Здесь следует напомнить нашим читателям, что в последнее время Ростехнадзор после выдачи предписания довольно быстро обращается с запросом в соответствующее национальное объединение для рассмотрения и подготовки заключения о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра. При этом Ростехнадзор совершенно игнорирует как обстоятельства того, что новые сроки для устранения выявленных нарушений, указанные им самим же в повторном предписании, зачастую ещё не истекли, так и факт того, что СРО оспаривает предписание в судебном порядке: т.е. в скором времени суд может признать такое предписание недействительным, и было бы логичным для органа надзора дождаться решения суда, а не получать отрицательный ответ (заключение) от национального объединения на свой преждевременный запрос.

Вместе с тем позиция Ростехнадзора, выраженная в письме от 21.02.2019 г. №09-00-06/1558*, такова:

«В соответствии с графиком проверок саморегулируемых организаций … во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 13.09.2017 №ДК-П9-6031 в отношении … Ростехнадзором была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе проведения которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях. По результатам проверки был составлен акт проверки и выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком устранения нарушений — 09.01.2019.

В ходе внеплановой проверки по контролю за исполнением ранее выданного предписания установлено, что … не устранены нарушения, которые согласно пункта 1 части 5 статьи 55.2 Кодекса, а также пункта 3 части 3 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 191-ФЗ) являются основаниями для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Согласно вышеуказанному поручению Правительства Российской Федерации Ростехнадзору надлежит при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ, принять решение об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра с учетом заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций в порядке, предусмотренном статьей 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ).

ГрК РФ не предусмотрен отзыв ранее направленных обращений в Национальное объединение саморегулируемых организаций для рассмотрения и подготовки заключения о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций или об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций».

По нашему субъективному мнению, в сложившейся ситуации Ростехнадзору следовало бы всё-таки действовать более гибко в рамках поручения Правительства Российской Федерации от 13.09.2017 №ДК-П9-6031, так как сомнительно, что в поручении содержатся указания на право органа надзора игнорировать нормы АПК РФ, иного законодательства и судебных актов, а также на возможность нарушения Ростехнадзором прав СРО (или создания угрозы такого нарушения) при исполнении указанного поручения.

На практике же выходит, что орган надзора просто формально прикрывает поручением Правительства Российской Федерации свои откровенно карательные акции против СРО и злоупотребление правом.

Также не ясно, в какой мере и кто в настоящее время контролирует данное поручение Правительства РФ, подписанное в свое время Д.Н. Козаком, после смены курируемых им направлений?..

Специально для «Правда о СРО»
СРОМАСТЕР


*Письмо имеется в распоряжении редакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*