Введение единой модели СРО безнадежно буксует

штатный живописец Правды о СРО

На прошлой неделе Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям обсудил реализацию Концепции развития саморегулирования.

На заседании 4 декабря, прошедшем под председательством Николая Николаева рассмотрели концептуальные подходы Минэкономразвития России к реформе института саморегулирования в России в контексте разработки новой редакции Федерального закона «О саморегулируемых организациях». Участие в заседании Комитета принял заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов.

Напомним, что сроки по внесению правительственного законопроекта, направленного на реализацию Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденную Дмитрием Медведевым четыре (!) года назад давно прошли. У правительства РФ не получилось преодолеть межведомственные разногласия и исполнить поручения президента даже по первому этапу реализации концепции, который был запланирован на 2016 год.

Николай Николаев напомнил, что Концепция направлена на приведение механизмов саморегулирования в России к единой модели. Сделать это правительство планировало в три этапа:

  • первый этап – 2016 год: на законодательном уровне обеспечить принятие общегосударственной модели;
  • второй этап – 2017-2018 годы: обеспечить эффективное функционирование трёхуровневой модели, развитие добровольного саморегулирования;
  • третий этап – 2019-2020 годы: сблизить модели обязательного и добровольного саморегулирования. Делегировать государственные полномочия СРО с добровольным членством.

«Как я понимаю, при отсутствии первых двух этапов, третий также обречён на неисполнение», – констатировал председатель думского комитета. Далее Николаев предал критике актуальное состояние института.

Цитата:

«Я не знаю, что там сейчас происходит, но мы все понимаем, что саморегулирование вообще во всём мире – это прекрасный инструмент, который, с одной стороны, даёт определённую свободу бизнесу, с другой стороны, кто, как не участники одного рынка, знают, какие правила профессиональной деятельности устанавливать, каким образом вести дела. У нас получается достаточно корявая ситуация. Потому что, с одной стороны, у нас был такой тренд, что на саморегулирование передавать государственные полномочия. И мы напередавали, чего только мы не напередавали. В результате у нас саморегулирование превратилось, вместо саморегулирования у нас появилась некая прослойка дельцов, квази-бюрократов таких, которые занимаются… <опущены непарламентские выражения- ред.> Ситуация абсолютно дикая, потому что, по идее, саморегулируемая организация как раз должна представлять интересы своих членов. У нас же отдельно интересы руководства саморегулируемой организации, отдельно интересы членов саморегулируемой организации».

В свою очередь, замминистра экономического развития Савва Шипов рассказал о том, что концептуальные подходы ведомства к реформированию системы уже нашли некоторое отражение в правительственных законопроектах, недавно внесенных в Государственную думу. Речь идет о законе «О контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации» и законе «О обязательных требованиях», которые неофициально называют законопроектами о регуляторной гильотине.

«Поскольку СРО тот самый инструмент, который позволяет государству уйти от каких-то функций и передать их на уровень СРО, целевая задача у нас повысить эффективность того, как работают эти организации, собственно говоря, как соблюдать обязательные требования. Поэтому для нас чрезвычайно важно было состыковать подходы, которые содержатся в законопроекте «О внесении изменений в закон «О СРО» и подходы, которые как раз связаны с реформами контрольно-надзорной деятельности», – пояснил Шипов.

Судя по всему, подходы состыкованы. В частности, в законопроекте о контрольной и надзорной деятельности предусмотрена специальная переходная норма, которая говорит о возможности неосуществления государственных контрольных мероприятий в случаях, когда соответствующие мероприятия осуществляются саморегулируемыми организациями.

С концептуальными подходами минэкономразвития саморегулируемое сообщество хорошо знакомо, и останавливаться на них не будем. Однако отметим, что, критикуя систему, С.Шипов опирался на статистику выплат из компенсационных фондов СРО (доля выплат от общего объема КФ в 2018 году — 0,15%), которая, по мнению чиновников, должна быть кратно выше.

«Мы понимаем, что компенсационный фонд – это все-таки инструмент, который должен работать. Для того чтобы ситуацию изменить, мы предлагаем закрепить норму, в соответствии с которой компенсационный фонд будет применяться в обязательном порядке.  Страхование не будет альтернативой, а будет дополнительной возможностью, которая может предусматриваться в отраслевом законодательстве», – заявил замминистра.

В части регулирования деятельности национальных объединений СРО Минэкономразвития предлагает следующие общие для всех отраслей принципы:

  • законодательно определить статус «национального объединения СРО» (НО СРО) и условия его приобретения и утраты;
  • ввести государственный реестр НО СРО и надзор над их деятельностью;
  • установить добровольное членство в НО СРО;
  • запретить включение представителей органов надзора в органы управления НО СРО;
  • установить, что вопрос о получении статуса НО СРО может ставиться не ранее, чем через год с момента образования первой в отрасли СРО.

«Сейчас у нас национальные объединения СРО созданы в шести из двенадцати сфер обязательного саморегулирования. И мы понимаем, что даже их сегодняшняя модель…, что они очень разные. Нельзя говорить о какой-то общей практике», – отметил Шипов.

Более подробно с дискуссией о концептуальных подходах к развитию законодательства о саморегулировании можно ознакомиться в стенограмме заседания (тема СРО и Савва Шипов появляются на 10 странице).

Отвечая на вопрос депутатов о прогнозных ожиданиях Минэкономразвития по срокам внесения новой редакции закона «О саморегулируемых организациях» в Государственную думу Савва Шипов сказал: «Мы рассчитываем, что до конца года он будет рассмотрен на заседании правительства и внесен в Государственную Думу».

Ну что ж, как говорят в Одессе, будем посмотреть.

Комментарий

  1. Сколько лет талдычу -займитесь СРО. Организуйте конкурс на лучшую СРО по 4-6 номинациям.

    Без толку. Им бы продавать что-то посредникам. Поэтому и НРС -реальная и подтвержденная на конференции Прядеином ПОМОЙНАЯ ЯМА.

Добавить комментарий для Валерий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*