Минстрой нацелился на расширение полномочий в сфере технического регулирования. Законопроект, предусматривающий поправки в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений представлен на суд профессионального сообщества.
Первые декларации о намерении занять лидирующие позиции в сфере технического регулирования в строительстве руководство Минстроя России делало еще два года назад. Одной из наиболее значимых инициатив было заявление 2019 года о намерении создать единый реестр технических требований в строительстве. Появление такого реестра в обозримом будущем позволило бы урегулировать непростую ситуацию с распределением полномочий в сфере контроля обязательных требований в строительстве между Минстроем, Минпромторгом, МЧС, Роспотребнадзором и т.д. Год назад вышло постановление Правительства РФ, которым были утверждены правила формирования и ведения реестра обязательных требований и документов по стандартизации в сфере градостроительной деятельности. Предполагалось, что вести реестр из 11 разделов будет подведомственный Минстрою ФАУ ФЦС.
Судя по тому, что заместитель министра, курирующий эту тему, покинул ведомство, а новостей о запуске единого реестра так и не появилось, оказалось, что без дополнительных поправок в законодательство централизовать техрегулирование в стройке затруднительно.
Для обеспечения заявленной выше задачи авторы поправок в Технический регламент предлагают существенно расширить статью 5 об обеспечении соответствия безопасности зданий и сооружений. В частности:
«В целях обеспечения систематизации требований безопасности создается реестр требований к зданиям и сооружениям, содержащий требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженернотехнического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).»
Кроме того, предлагается передать с уровня Правительства РФ на уровень Минстроя России полномочия по утверждению перечней национальных стандартов и сводов правил, обязательных к применению. Согласно законопроекту, от Росстандарта Минстрой должен перенять полномочия по утверждению и публикации стандартов добровольного применения. А право оказывать услуги связанные с утверждением специальных технических условий (СТУ) должно быть наделено подведомственное Минстрою учреждение (ФАУ ФЦС).
Кроме того, в доказательную базу соответствия техническим требованиям наряду с СТУ предложено включить согласованные с Минстроем стандарты организаций. Фактически планируется создать альтернативный СТУ источник технических норм многократного применения. Предусмотрено, что стандарты организаций, прошедшие экспертизу профильного комитета по стандартизации и согласование с Минстроем могут стать основой для разработки и утверждения СП.
Законопроектом также устанавливаются полномочия Минстроя России по подтверждению пригодности для применения в строительстве строительных материалов, изделий, конструкций и технологий, применение которых в строительстве не регламентировано действующими документами по стандартизации.
Разработчики законопроекта полагают, что создание системы управления требованиями безопасности в строительстве будет способствовать устранению избыточных административных барьеров, ускорит внедрение инноваций и новых строительных технологий и материалов.
В скобках отметим, что в ходе инвентаризации обязательных требований только в сфере пожарной безопасности в 2020 году чиновниками было выявлено более 200-т противоречий и дублирований. Ситуация в части согласования СТУ также не располагает проектировщиков и строителей к быстрой и экономичной работе.
Автором законопроекта заявлено ФАУ ФЦС. Бывший глава автономного учреждения Сергей Музыченко в августе текущего года перешел на работу в Минстрой на позицию заместителя министра. Зона его ответственности на официальном сайте пока не определена, но с большой долей вероятности в министерстве он продолжит курировать вопросы, закрепленные за ФАУ ФЦС, в том числе, по вопросам технического регулирования и созданию ГИСОГД.
Напомним, что тема технического регулирования в строительстве оказалась на повестке не только в связи с необходимостью достижения целей национального развития. Ускорила процесс и реформа системы технических комитетов по стандартизации, проведенных Росстандартом (в этом вопросе Минстрой и Росстандарт договорились о сотрудничестве). Дополнительно стимулируют оптимизацию технического регулирования перемены в системе государственного контроля, и взятые кабинетом министров обязательства по прорывному ускорению в сфере строительства.
В плане законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год разработка поправок в 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не предусмотрена.