Входной барьер все выше

studiostoks

Перечень документов, которые некоммерческие организации предоставляют в НОСТРОЙ на соискание статуса СРО, не должен быть исчерпывающим. Такой вывод содержится в аналитической справке Научно-консультативной комиссии Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), подготовленной по итогам анализа Порядка подготовки и утверждения заключений, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Члены комиссии считают, что установление закрытого перечня документов, предоставляемых соискателями статуса строительной СРО в НОСТРОЙ не соответствует функциям национальных объединений саморегулируемых организаций, так как они принципиально отличаются от функций Ростехнадзора, который также проверяет документы соискателей на соответствие градостроительному законодательству. Кроме того, и в самом законодательстве Российской Федерации о градостроительной деятельности не содержится перечня документов, подтверждающих соответствие некоммерческой организации требованиям, установленным статьей 554 ГрК РФ.

Ключевым фактором при решении вопроса о возможности внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО является объединение в ее составе не менее ста членов, осуществляющих строительство (снос) объектов капитального строительства.

Статусом саморегулируемой организации, по мнению членов НКК НОСТРОЙ, не может быть наделена некоммерческая организация, объединяющая лиц, имеющих лишь право либо намерение осуществлять указанную деятельность в будущем, но не осуществляющих ее фактически.

Таким образом, для подтверждения факта осуществления членами некоммерческой организации строительства недостаточно выписки из реестра членов действующей саморегулируемой организации или наличия кодов по ОКВЭД, соответствующих деятельности по строительству (сносу). Тогда как на сегодняшний день такая практика широко распространена при рассмотрении заявительных документов соискателей статуса СРО.

Согласно аналитической справке НКК НОСТРОЙ, существующий перечень документов не обеспечивает достаточным образом возможность Национального объединения строителей устанавливать факт осуществления членами некоммерческой организации, претендующей на включение в государственный реестр СРО, предпринимательской деятельности по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.

В этой связи перечень документов предлагается расширить: в качестве доказательства, подтверждающего наличие у членов НКО соответствующих договорных отношений, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 554 ГрК РФ, может быть представлена копия соответствующего договора либо документов, подтверждающих в соответствии с требованиями гражданского законодательства заключение договора. Кроме того, могут быть представлены копии документов, подтверждающих фактическое исполнение указанных договоров, т.е. непосредственное осуществление членами НКО строительства, сноса объектов капитального строительства (например, копии документов на приобретение соответствующих материалов и их оплату, заключение договоров о привлечении субподрядчика и внесение аванса по таким договорам, акты выполненных работ по соответствующим этапам, первичная документация по учету работ в капитальном строительстве по унифицированным формам).

Также предлагается определить требования к документам, подтверждающим факт самостоятельного осуществления строительства, сноса объектов капитального строительства членами некоммерческой организации, которые имеют статус застройщика в соответствии с ГрК РФ. Так, например, наличие разрешения на строительство подтверждает наличие у застройщика прав на земельные участки, на которых осуществляется строительство объекта.

В случаях, когда строительство, реконструкция объектов капитального строительства может осуществляться без получения разрешения на строительство, в качестве подтверждения прав на соответствующий земельный участок могут быть представлены предусмотренные действующим законодательством документы (копии), являющиеся основанием возникновения соответствующих прав (правоустанавливающие документы, например, договоры купли-продажи, договоры аренды земельного участка, иные договоры, соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута и т.д.), либо документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности, иного права на земельный участок (выписка из единого государственного реестра недвижимости).

Дополнительным подтверждением добросовестности некоммерческой организации могут быть документы, переданные в НОСТРОЙ в инициативном порядке. Например, НКО может уполномочить Национальное объединение строителей на получение в кредитных организациях копий платежных документов, а также выписок о движении денежных средств по банковским счетам, на которых аккумулированы средства собранного компенсационного фонда, и об остатке средств на таких счетах за период со дня открытия и до перевода денежных средств компенсационного фонда на специальный банковский счет.

Эксперты отмечают, что национальное объединение саморегулируемых организаций выступает представителем профессионального сообщества перед органами публичной власти и должно проводить особую проверку заявительных документов, не дублирующую проверку государственного регулятора.

В завершение напомним, что президент НОСТРОЙ Антон Глушков поручил проанализировать Порядок подготовки и утверждения заключений, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, и сформулировать критерии, которые должны применяться при рассмотрении заявительных документов, на заседании Совета НОСТРОЙ в феврале 2021 года. Поручению предшествовало включение в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений об Ассоциации Столичные строители, получившей статус СРО вопреки отрицательному заключению Совета НОСТРОЙ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*