В саморегулирование грядут перемены

vectorstok

Кроме введения обязательной оценки квалификации специалистов, сведения о которых внесены в НРС, новые поправки в Градкодекс разрешат ряд «узких мест» в регулировании деятельности СРО строительной сферы.

15 декабря депутаты Государственной думы РФ приняли во втором чтении законопроект № 1212919-7 о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ,  направленных на совершенствование саморегулирования в сфере строительства и введение независимой оценки квалификации специалистов. Отметим, что по сравнению с первой версией документ претерпел значительные изменения, увеличившись по объему в два раза. По предложению думского Комитета по строительству и ЖКХ принятие законопроекта в третьем чтении назначено на сегодня.


Безусловно, самой заметной новеллой законопроекта стало изменение требований к специалистам по организации строительства, организации инженерных изысканий и организации подготовки проектной документации, сведения о которых подлежат обязательному внесению в Национальный реестр специалистов (НРС).

Теперь в Градкодексе будет дано определение таких специалистов и перечень их должностных обязанностей, включая перечень документов, подписание которых входит в эти обязанности. Также установлено, что специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства, в том числе работающие в должности главного инженера проекта (ГИП), осуществляют свои трудовые функции в соответствии с профессиональными стандартами. Вводится обязательная независимая оценка квалификации таких специалистов на соответствие упомянутым профессиональным стандартам – не реже одного раза в пять лет.

Для внесения в национальный реестр специалисты должны соответствовать установленным в законе минимальным требованиям. Одним из них сегодня является наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее десяти лет. Законопроект предлагает альтернативу — стаж специалиста может составлять и пять лет, но при условии успешного прохождения независимой оценки квалификации. На сегодня в Национальные реестры специалистов (НРС), держателями которых являются НОСТРОЙ и НОПРИЗ в общей сложности включено более 368 тысяч специалистов.

Также отметим, что поправки вводят возможность подачи заявления и пакета документов для включения сведений в НРС в электронном виде. Направляемые заявительные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Другой блок поправок, который окажет существенное влияние на работу системы саморегулирования, связан с изменением требований к ведению Единых реестров членов СРО в сфере проектирования, инженерных изысканий, строительства. Ко второму чтению такие реестры переименованы в «Единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах». Как следует из логики названия, в реестры предполагается включать сведения об обязательствах членов СРО по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным такими лицами с использованием конкурентных способов заключения договоров.

«…3. Формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

4. Саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.»

Из редакции ст. 55.17, предложенной законопроектом № 1212919-7.

Определение состава сведений единого реестра членов СРО и их обязательств отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.

Представляя поправки, член Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Евгений Первышов подчеркнул, что такое расширение сведений реестра поможет в работе государственным заказчикам.

«Данная поправка нам позволит упростить вопросы, связанные с  проведением конкурсных процедур, когда муниципальные или государственные заказчики не будут требовать выписки на бумажном носителе, а смогут спокойно это видеть в электронном виде и быстрее проводить необходимые процедуры», — уточнил депутат.

Безусловно, требование вести реестр своих членов в составе единого реестра, держателем которого является национальное объединение СРО соответствующего вида, изменит порядок взаимодействия СРО и их национальных объединений.

Вероятно в поддержку новой структуры, законодатели наконец решили создать условия для регистрации строительных СРО в тех регионах, где они до сих пор не созданы. В Градкодекс будут введены нормы, которые позволят строителям переходить в СРО своего региона без финансовых и временных потерь сразу после регистрации такой СРО в госреестре. На сегодня своя региональная строительная СРО отсутствует в 11 субъектах федерации. В шести из них уже сейчас есть необходимые условия для регистрации региональной саморегулируемой организации.

Большой блок поправок связан с регулированием возврата взносов в компенсационный фонд членам СРО, исключенным из государственного реестра.

При исключении саморегулируемой организации из государственного реестра средства ее компенсационных фондов перечисляются в соответствующее национальное объединение СРО. Члены экс-СРО при вступлении в новую организацию, в соответствии с частью 16 ст. 55.16 Градкодекса, вправе обратиться в национальное объединение с заявлением о перечислении ранее внесенных ими взносов на счет новой СРО. Принятый законопроект уточняет, что, если к моменту удовлетворения национальным объединением такого заявления член СРО самостоятельно внес средства в компенсационные фонды новой СРО, то эти средства могут быть ему возвращены.

Решает законопроект и регулярно возникающую проблему, когда средств, перечисленных исключенной СРО на счета нацобъединения, не хватает для удовлетворения требований очередного заявителя. В этом случае, предусматривается выплата взносов частями в размере свободного остатка. При этом каждый отказ в перечислении средств должен быть письменно обоснован в течении одного дня после принятия соответствующего решения. Перечень оснований для отказа в перечислении средств утвердит Минстрой России.

Кроме того, будут восстановлены права на возврат взноса в компенсационный фонд бывших членов СРО, покинувших систему саморегулирования в период реформы 2017 года. Компании, чьи саморегулируемые организации были исключены из государственного реестра в период с 1 июля 2017 по 1 июля 2021 года, в течение одного года с момента принятия данного законопроекта смогут подать заявление на возврат своего взноса в национальное объединение СРО соответствующего вида. При наличии средств, национальное объединение обязано вернуть средства бывшему члену исключенной СРО в десятидневный срок.

Ст. 55.16-1 о размещении средств компенсационных фондов СРО дополнится пунктом о том, что средства компфонда возмещения вреда могут размещаться на условиях договора банковского вклада (депозита) в той же кредитной организации, в которой открыт специальный банковский счет саморегулируемой организации, в размере, не превышающем 75% размера средств такого компенсационного фонда.

Законопроект также устанавливает сроки одностороннего расторжения договоров специального счета саморегулируемыми организациями с банками, которые перестали соответствовать требованиям, предъявляемым к кредитным учреждениям, уполномоченным на хранение средств СРО.

Также уточняются требования Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ к учету и распоряжению средствами фондов СРО, находящимися в конкурсной массе кредитных учреждений, у которых до 1 сентября 2017 года была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.


В завершение напомним, что ко второму чтению в законопроект были включены статьи, не имеющие отношения к саморегулированию. В том числе, депутатами одобрены поправки в Градкодекс, направленные на установление процедуры принятия решений по объектам незавершенного строительства, процедур по признанию объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядка создания и ведения реестров объектов незавершенного строительства на федеральном и региональном уровнях.

UPD законопроект принят в третьем чтении 16 декабря 2021 года. О сроках вступления в силу можно почитать здесь.

Комментарии:

  1. Судя по правкам, через пару лет строительные СРО станут региональными отделами НОСТРОЙ. Осталось фонды cдать в ДОМ.РФ и ввести процедуру согласования назначения руководителей СРО.

    1. не менее 40% сро уже ведут свои реестры в составе единого реестра НО СРО. Не вижу проблемы.

Добавить комментарий для Пётр В. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*