Углубиться в госзаказ

uzenzen

Участники рынка государственного заказа предложили внести в Градостроительный кодекс поправки, направленные на устранение коллизии, связанной с подтверждением членства в саморегулируемых организациях.

Эта тема стала одной из ключевых тем обсуждения в рамках IX Практической конференции «Государственные, муниципальные и корпоративные закупки: новые правила, правоприменительная практика», которая состоялась 13-14 сентября 2022 года в Волгограде.

Напомним, Федеральный закон от 30.12.2021 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязал саморегулируемые организации строительного комплекса с 1 сентября 2022 года вести свои реестры в составе Единых реестров сведений о членах СРО и их обязательствах.

Таким образом, отраслевые организации больше не должны получать выписки СРО для подтверждения своего членства. Тогда как законодательство о государственных закупках по-прежнему требует от исполнителей (подрядчиков, поставщиков) строительных контрактов документы, подтверждающие их членство в СРО.

Заказчики могли бы самостоятельно запрашивать выписки из Единых реестров, однако тут возникает коллизия: членство в саморегулируемой организации начинается с того момента, когда организация внесет все надлежащие взносы, между тем в Едином реестре соответствующая запись появляется в пятидневный срок после этого. Это же справедливо и для изменения уровней ответственности.

По мнению участников конференции, необходимо зафиксировать законодательно, что организация становится членом саморегулируемой организации и может совершать соответствующие юридически значимые действия с момента внесения записи о ней в Единый реестр. В качестве временного решения — до изменения законодательства — исполнители (подрядчики, поставщики) могут предоставлять в составе документов декларацию, указывая, внесена ли информация в Единый реестр или же взносы в компенсационные фонды уже уплачены, но запись пока не внесена (с приложением подтверждающих платежных документов).

Начальник Отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Дмитрий Бомбырь, выступивший на конференции с докладом, заявил, что такое решение, как и принятие предложенных поправок, действительно может стать хорошим выходом из сложившейся ситуации.

Доклад представителя ФАС был не менее содержательным, чем дискуссия о членстве в саморегулируемых организациях. В частности, Дмитрий Бомбырь ознакомил участников конференции с правоприменительной практикой ФАС России, представив обзор решений и результатов проверок в сфере закупок.

По его словам, к типовым нарушениям со стороны заказчиков относятся:

  • в требовании о поставке товара конкретного производителя не содержится пояснения «или эквивалент» и отсутствуют параметры эквивалентности, в том числе если есть проектно-сметная документация;
  • установленные характеристики товаров не предусмотрены позиция КРТУ, а также не указывается обоснование применения дополнительных характеристик, не предусмотренных позициями КРТУ;
  • извещение о закупке содержит положение о привлечении субподрядчиков, соисполнителей в размере не менее 30% от цены контракта, тогда как нормативный правовой акт устанавливает в этом случае фиксированные проценты;
  • установленное требование о принятии к оценке для подтверждения опыта только контрактов, заключенных в соответствии с Федеральными законами №44-ФЗ и №223-ФЗ;
  • установленное требование о принятии к оценке только контрактов, исполненных без начисления исполнителю (поставщику, подрядчику) неустоек (пени, штрафов).

Дмитрий Бомбырь рекомендовал заказчикам не злоупотреблять в работе формальным подходом и углубляться в закупочную документацию, при необходимости привлекая отраслевых специалистов, чтобы невольно не ограничить круг потенциальных участников закупки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*