Существенное возрастание стоимости, как речевой оборот

vectorstok

Для пересмотра цены контракта на капремонт при существенном удорожании стройматериалов необходимо составить смету контракта в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минстроя от 23.12.2019 г. № 841/пр.

Соответствующий комментарий Минстрой России опубликовал на портале Федеральной государственной информационной системы ценообразования  в строительстве (ФГИС ЦС) для разъяснения порядка изменения цены контракта согласно приказу № 841/пр (с учетом изменений, внесенных в него приказом от 21.07.2021 г. № 500/пр) и Постановлению Правительства РФ  №1315 от 09.08.2021 г.

Очевидно, что и новая редакция методики составления сметы контракта и текст постановления о возможности увеличения цены контрактов на строительство оказались далеки от совершенства: на сегодняшний день в ФГИС ЦС опубликовано более 70-ти ответов на вопросы о их применении, поступившие от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и участников рынка. При чем, список ответов продолжает ежедневно пополняться.

Одним из тонких мест порядка корректировки цены контракта является понятие «существенное возрастание стоимости строительных ресурсов», упомянутое в приказе Минстроя России № 500/пр от 21.07.2021 г. Просьба о разъяснении данного понятия встречается на портале дважды.

В ведомстве разъяснили, что оно означает рост стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика в процессе исполнения контракта приводящий к существенному возрастания суммарной стоимости строительства. Согласно логике пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ к существенному росту стоимости строительных ресурсов относится такой рост стоимости строительных ресурсов, который невозможно было предусмотреть при заключении контракта и который привел к невозможности его исполнения.

При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ.

Эксперты отмечают, что в контексте Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России № 841/пр от 23.12.2019 г. фраза «существенное возрастание стоимости материалов» не влияет на алгоритм расчета или принятие решения об изменении цены контракта, она используется в качестве речевого оборота, указывающего на основание для изменения цены контракта.

При этом, доказывать невозможность исполнения контракта не требуется. Подрядчик оценивает возможность исполнить контракт в связи с существенным ростом цен на строительные ресурсы и принимает решение о необходимости обращения к заказчику о пересчете цены контракта.

На портале уточняется, что при пересмотре контракта срок проведения повторной государственной экспертизы проектной документации не может превышать 14 рабочих дней. При изменении и объемов работ, и стоимости строительных ресурсов, требуется заходить на экспертизу дважды.

Напомним, в III квартале 2020 года стоимость строительных материалов начала стремительно увеличиваться. В результате пострадали организации, работающие по государственным и муниципальным контрактам с твердой ценой, и, как следствие, исполнение ряда государственных программ в сфере строительства оказалось под угрозой срыва. Для урегулирования сложившейся ситуации российское правительство приняло постановление №1315 от 09.08.2021 г., в соответствии с которым цену государственного контракта  на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия можно увеличивать по согласованию сторон.

Отвечая на вопрос, до какого исторического момента возможна корректировка контрактов по постановлению №1315, в строительном ведомстве ответили, что положения постановления распространяются на контракты, заключенные до 1 июля 2021 года, и обязательства, неисполненные на дату заключения соглашения об изменении условий контракта.

Напомним, что представляя принятые меры, глава Минстроя России Ирек Файзуллин обещал, что работа по совершенствованию механизма пересмотра существенных условий контрактов будет продолжена.

Среди уже известных вопросов, на которые регионы просят обратить внимание федеральный центр – это введение возможности увеличения суммы аванса в связи с увеличением стоимости стройматериалов и  возможности расторжения контракта с поставщиком из-за роста цен без негативных последствий для такого поставщика, то есть без занесения такой компании в Реестр недобросовестных подрядчиков.

Возможное увеличение стоимости госконтрактов на строительство в связи с ростом цен в 2021 году в Минстрое оценивают в 100 млрд рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*