Старые песни о главном

Гусляры. Виктор Васнецов

Приближается череда Всероссийских съездов строительных, проектных и изыскательских саморегулируемых организаций. Оценка проектно-изыскательского сообщества взаимоотношений саморегуляторов с руководством НОПРИЗ была сформулировано в поэтической форме. Строители, в свою очередь, предпочитают эпическую прозу, образчик которой пришел в дорогую редакцию сегодня.

Публикуем письмо анонимного автора, как обычно, без поправок, но с добавлением ссылок.


На официальном сайте Минстроя на днях опубликован примечательный документ под названием «Приказ Минстроя России от 20 марта 2018 г. № 152/пр «Об утверждении плана утверждения (актуализации, пересмотра) сметных нормативов на 2018 год». Приказ содержит подробный план актуализации 1874 сметных нормативов на ближайшие полтора года, с указанием источника финансирования этой работы. Кроме бюджетных источников актуализация сметных нормативов в основном будет идти за счет госкорпораций, ПАО и АО с госучастием. Однако, в списке присутствует одна, и, увы, единственная НКО — Объединение юридических лиц «Союз производителей композитов», которая намерена актуализировать за свой счёт десяток сметных норм, имеющих непосредственное отношение к сфере деятельности её членов.

Объединение насчитывает порядка сорока членов и не является СРО. Если присмотреться к целям и задачам Союза становится очевидно, что пожалуй единственное его отличие от СРО – это отсутствие компенсационного фонда. Однако, в условиях членства Союза есть пункт о том, что действующий член обязан «уважать интересы всех членов Союза, строго соблюдать условия договоров, контрактов и соглашений, возмещать причиненный ущерб». Направления деятельности Союза включают:

  • экономическое регулирование;
  • техническое регулирование;
  • отраслевое регулирование;
  • развитие рынка и продвижение продукции.

Коллеги, это не реклама «Союза производителей композитов». Просто изучение приказа Минстроя и сайта неизвестного мне ранее Союза наводят на невеселые мысли относительно текущей деятельности Национального объединения строителей, членами которого мы все являемся, и на деятельность которого ежегодно собираем и отстёгиваем приличное количество рублей. И дело не только в том, что НОСТРОЙ никак не интересуется реформой ценообразования или имеющимися перекосами в сфере контрактных отношений.

Мы видим, что профессиональное содержание деятельности НОСТРОЙ в сфере защиты интересов поставщиков строительных услуг и взаимодействия с государственным заказчиком стремится к НУЛЮ. Сокращается количество комитетов и программы стандартизации, та же тенденция наметилась и в сфере профобразования. Если внимательно присмотреться к смете НОСТРОЙ, окажется, что из 507 млн. :

  • на разнообразные мониторинги и разработку программных продуктов заложено 92 млн.,
  • 14 млн. предусмотрено на исключение СРО из государственного реестра,
  • еще 7 млн. на софинансирование мероприятий Минстроя,
  • 50 млн. уйдут в округа,
    12 млн. — на конкурс профессионального мастерства
  • и 330 млн. – на содержание аппарата, который все это должен будет организовать.

Единственная строчка в смете расходов с фиксированным финансированием, имеющая отношение к стройке называется «Разработка нормативных документов в сфере безопасности строительства и охраны труда». На это дело выделено 2 млн. руб. К развитию профессиональной деятельности с большой натяжной можно отнести конкурс профмастерства и примерно половину окружных денег – но это все равно меньше 8% сметы расходов. Направления деятельности НОСТРОЙ хоть как-то связанные со строительством (техническое регулирование, унификация правил производства работ и т.п.) предполагается финансировать из резерва Совета, который Президент НОСТРОЙ будет распределять по ему одному известным правилам.

Последствия того, что НОСТРОЙ практически полностью устранился от участия в формировании правил игры на строительном рынке мы уже видим. В целях защиты интересов свих членов и продолжения работы по стандартизации в этом году строительные СРО начали вступать в другие некоммерческие объединения, создавать собственные ассоциации и союзы никак не связанные с НОСТРОЙ. СРО создают и ищут площадки для реализации профессиональных интересов. И этот вынужденный процесс активно идет не только в Москве и Петербурге (1, 2, 3).

Кто-то возразит, что НОСТРОЙ является не объединением строителей (хотя и финансируется на прямые взносы именно строителей), а объединением саморегулируемых организаций. Но 14,1 млн. рублей предусмотренных в смете на действия направленные против СРО (такие как затраты на исключение из госреестра и судебно-претензионная работа против СРО) красноречиво свидетельствуют о том, что НОСТРОЙ не намерен действовать в интересах СРО. Наоборот, в вопросе защиты СРО пострадавших в результате банковского кризиса (законопроект № 374843-7), НОСТРОЙ защищает интересы уполномоченных банков, а не СРО и их членов – строителей.
А то, как возвращаются и распределяются между строителями средства компфондов исключенных СРО превращает все разговоры руководства НОСТРОЙ о защите строителей в «пшик»!

Вспомним, как на крайнем всероссийском съезде руководитель НОСТРОЙ не дал слова делегатам съезда, зато предоставил трибуну представителям банков. Это было не глупое недоразумение, а факт, красноречиво свидетельствующий о смене содержания деятельности НОСТРОЙ.

Возможно, осознание того, что «Национальное объединение строителей» перестало исполнять свои функции (при чем, и как объединение собственно строителей, и как объединение строительных СРО) пришло слишком поздно. Но если эти перемены уже произошли, нам необходимо их не только отрефлексировать, но и научится с ними жить. Если НОСТРОЙ стал агентом банковского сектора и распорядителем средств исключённых СРО, видимо так к нему и надо относиться? Если раньше (во всяком случае по схеме финансирования) НОСТРОЙ был заинтересован в сохранении СРО и их членской базы (что тоже было не слишком «гуд»), то сегодня это организация заинтересованная в исключении из госрестра максимального количества СРО, сохранивших свои компенсационные фонды. Поправьте меня, если я ошибаюсь.

Так как привести устав НОСТРОЙ в соответствие с новыми реалиями и фактическим содержанием деятельности на ближайшем съезде не представляется возможным, есть смысл сосредоточить усилия на повышении прозрачности и законности работы НОСТРОЙ в той части, которую он сейчас реально исполняет. А именно, при рассмотрении обращений РТН и заявлений НКО, перечислении денег членам исключённых СРО, ведении НРС.

Конечно, хотелось бы еще соблюдения каких-то процедур при использовании 111 млн. рублей из Резерва Совета, но об этом пока остается только мечтать.

Комментарии:

  1. Ну не нравилось народу, что Кутьин большую зарплату за работу получает. Получили Молчанова, который не работает, зато бесплатно. А поборы в Нострой только выросли. Парадокс!

    1. Не знаю зачем приходил Кутьин, а Молчанов зашел отнять у сро деньги и ликвидировать саморегулирование, как институт.

      В НОСТРОЙ это практически удалось, тут автор вцелом прав. Сейчас нострой дефакто работает в режиме некоего агентства вне поля сро. И стоит повнимательнее понаблюдать за движением и использованием средств исключенных СРО которые там оседают — где и на каких условиях размещены. и на какие шиши ближайшие родственники директора по санкционным европам катаются тоже любопытно канешно

      1. Кутьин тоже обычный мимокрокодил.
        По пути причиняет людям добро в виде единых реестров и 359-ФЗ, но кто ж оценит?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*