Приближается череда Всероссийских съездов строительных, проектных и изыскательских саморегулируемых организаций. Оценка проектно-изыскательского сообщества взаимоотношений саморегуляторов с руководством НОПРИЗ была сформулировано в поэтической форме. Строители, в свою очередь, предпочитают эпическую прозу, образчик которой пришел в дорогую редакцию сегодня.
Публикуем письмо анонимного автора, как обычно, без поправок, но с добавлением ссылок.
На официальном сайте Минстроя на днях опубликован примечательный документ под названием «Приказ Минстроя России от 20 марта 2018 г. № 152/пр «Об утверждении плана утверждения (актуализации, пересмотра) сметных нормативов на 2018 год». Приказ содержит подробный план актуализации 1874 сметных нормативов на ближайшие полтора года, с указанием источника финансирования этой работы. Кроме бюджетных источников актуализация сметных нормативов в основном будет идти за счет госкорпораций, ПАО и АО с госучастием. Однако, в списке присутствует одна, и, увы, единственная НКО — Объединение юридических лиц «Союз производителей композитов», которая намерена актуализировать за свой счёт десяток сметных норм, имеющих непосредственное отношение к сфере деятельности её членов.
Объединение насчитывает порядка сорока членов и не является СРО. Если присмотреться к целям и задачам Союза становится очевидно, что пожалуй единственное его отличие от СРО – это отсутствие компенсационного фонда. Однако, в условиях членства Союза есть пункт о том, что действующий член обязан «уважать интересы всех членов Союза, строго соблюдать условия договоров, контрактов и соглашений, возмещать причиненный ущерб». Направления деятельности Союза включают:
- экономическое регулирование;
- техническое регулирование;
- отраслевое регулирование;
- развитие рынка и продвижение продукции.
Коллеги, это не реклама «Союза производителей композитов». Просто изучение приказа Минстроя и сайта неизвестного мне ранее Союза наводят на невеселые мысли относительно текущей деятельности Национального объединения строителей, членами которого мы все являемся, и на деятельность которого ежегодно собираем и отстёгиваем приличное количество рублей. И дело не только в том, что НОСТРОЙ никак не интересуется реформой ценообразования или имеющимися перекосами в сфере контрактных отношений.
Мы видим, что профессиональное содержание деятельности НОСТРОЙ в сфере защиты интересов поставщиков строительных услуг и взаимодействия с государственным заказчиком стремится к НУЛЮ. Сокращается количество комитетов и программы стандартизации, та же тенденция наметилась и в сфере профобразования. Если внимательно присмотреться к смете НОСТРОЙ, окажется, что из 507 млн. :
- на разнообразные мониторинги и разработку программных продуктов заложено 92 млн.,
- 14 млн. предусмотрено на исключение СРО из государственного реестра,
- еще 7 млн. на софинансирование мероприятий Минстроя,
- 50 млн. уйдут в округа,
12 млн. — на конкурс профессионального мастерства - и 330 млн. – на содержание аппарата, который все это должен будет организовать.
Единственная строчка в смете расходов с фиксированным финансированием, имеющая отношение к стройке называется «Разработка нормативных документов в сфере безопасности строительства и охраны труда». На это дело выделено 2 млн. руб. К развитию профессиональной деятельности с большой натяжной можно отнести конкурс профмастерства и примерно половину окружных денег – но это все равно меньше 8% сметы расходов. Направления деятельности НОСТРОЙ хоть как-то связанные со строительством (техническое регулирование, унификация правил производства работ и т.п.) предполагается финансировать из резерва Совета, который Президент НОСТРОЙ будет распределять по ему одному известным правилам.
Последствия того, что НОСТРОЙ практически полностью устранился от участия в формировании правил игры на строительном рынке мы уже видим. В целях защиты интересов свих членов и продолжения работы по стандартизации в этом году строительные СРО начали вступать в другие некоммерческие объединения, создавать собственные ассоциации и союзы никак не связанные с НОСТРОЙ. СРО создают и ищут площадки для реализации профессиональных интересов. И этот вынужденный процесс активно идет не только в Москве и Петербурге (1, 2, 3).
Кто-то возразит, что НОСТРОЙ является не объединением строителей (хотя и финансируется на прямые взносы именно строителей), а объединением саморегулируемых организаций. Но 14,1 млн. рублей предусмотренных в смете на действия направленные против СРО (такие как затраты на исключение из госреестра и судебно-претензионная работа против СРО) красноречиво свидетельствуют о том, что НОСТРОЙ не намерен действовать в интересах СРО. Наоборот, в вопросе защиты СРО пострадавших в результате банковского кризиса (законопроект № 374843-7), НОСТРОЙ защищает интересы уполномоченных банков, а не СРО и их членов – строителей.
А то, как возвращаются и распределяются между строителями средства компфондов исключенных СРО превращает все разговоры руководства НОСТРОЙ о защите строителей в «пшик»!
Вспомним, как на крайнем всероссийском съезде руководитель НОСТРОЙ не дал слова делегатам съезда, зато предоставил трибуну представителям банков. Это было не глупое недоразумение, а факт, красноречиво свидетельствующий о смене содержания деятельности НОСТРОЙ.
Возможно, осознание того, что «Национальное объединение строителей» перестало исполнять свои функции (при чем, и как объединение собственно строителей, и как объединение строительных СРО) пришло слишком поздно. Но если эти перемены уже произошли, нам необходимо их не только отрефлексировать, но и научится с ними жить. Если НОСТРОЙ стал агентом банковского сектора и распорядителем средств исключённых СРО, видимо так к нему и надо относиться? Если раньше (во всяком случае по схеме финансирования) НОСТРОЙ был заинтересован в сохранении СРО и их членской базы (что тоже было не слишком «гуд»), то сегодня это организация заинтересованная в исключении из госрестра максимального количества СРО, сохранивших свои компенсационные фонды. Поправьте меня, если я ошибаюсь.
Так как привести устав НОСТРОЙ в соответствие с новыми реалиями и фактическим содержанием деятельности на ближайшем съезде не представляется возможным, есть смысл сосредоточить усилия на повышении прозрачности и законности работы НОСТРОЙ в той части, которую он сейчас реально исполняет. А именно, при рассмотрении обращений РТН и заявлений НКО, перечислении денег членам исключённых СРО, ведении НРС.
Конечно, хотелось бы еще соблюдения каких-то процедур при использовании 111 млн. рублей из Резерва Совета, но об этом пока остается только мечтать.
Ну не нравилось народу, что Кутьин большую зарплату за работу получает. Получили Молчанова, который не работает, зато бесплатно. А поборы в Нострой только выросли. Парадокс!
Не знаю зачем приходил Кутьин, а Молчанов зашел отнять у сро деньги и ликвидировать саморегулирование, как институт.
В НОСТРОЙ это практически удалось, тут автор вцелом прав. Сейчас нострой дефакто работает в режиме некоего агентства вне поля сро. И стоит повнимательнее понаблюдать за движением и использованием средств исключенных СРО которые там оседают — где и на каких условиях размещены. и на какие шиши ближайшие родственники директора по санкционным европам катаются тоже любопытно канешно
Кутьин тоже обычный мимокрокодил.
По пути причиняет людям добро в виде единых реестров и 359-ФЗ, но кто ж оценит?