Станет ли опыт ключом к госзаказу

studiostoks

Успешный опыт исполнения государственных контрактов может стать ключевым фактором квалификационной оценки участников госзаказа. Новелла о введении рейтинга деловой репутации предпринимателей включена в «оптимизационный пакет поправок», который Минфин, ФАС и Казначейство России разработали в целях совершенствования законодательства о контрактной системе. Поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ, разработанные в целях оптимизации закупочных процедур были внесены в Правительство РФ еще в июне и сейчас проходят завершающие согласительные процедуры.

Как сообщила в контексте согласительных совещаний ФАС России, рейтинг будет формироваться автоматически Единой информационной системой в сфере закупок на основе данных о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов участника и позволит получить экономические преференции тем компаниям, которые имеют в своем портфолио большое количество качественно исполненных контрактов.

Напомним, что «оптимизационный пакет поправок» призван серьезно упростить и повысить эффективность закупочных процедур и снизить возможности сговора на торгах. Документ предусматривает сокращение количества способов проведения закупок, упрощает возможности заключения контракта с единственным поставщиком, предлагает наделить глав регионов правом определять единственных подрядчиков на строительство, и многое другое.

В документ также включены предложения ФАС России по распространению «согласия», введенного в сфере строительства на остальные закупки работ и услуг. Таким образом, в прошлое уйдет заполнение многостраничных заявок и сократятся возможности для отклонения участников по искусственным причинам. Наконец, предприниматели получат право обжаловать решение заказчика об одностороннем расторжении контракта, будут ограничены возможности «профессиональных жалобщиков», а все процедуры исполнения и обжалования контракта предлагается перевести в электронную форму.

Разумеется, нормы столь масштабного законопроекта не могут противоречить концепции Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы, которая также сейчас активно обсуждается на правительственном уровне. 21 сентября 2020 года в рамках согласительного совещания по проекту Национального плана развития конкуренции Федеральная антимонопольная служба представила Доклад о развитии конкуренции за 2019 год и перечислила основные нарушения законодательства о контрактной системе. В их числе:

  • нарушения в части размещения информации в ЕИС;
  • нарушение порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • нарушение порядка отбора участников закупок;
  • нарушение в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников торгов;
  • нарушение порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.

Указанные нарушения приводят к сокращению количества участников закупки и снижению конкуренции на торгах – именно с этим и призван бороться «оптимизационный пакет поправок» и система рейтингования, в частности.

«Мы бы хотели, чтобы в системе госзаказа не осталось белых пятен, чтобы предприниматели и заказчики работали в среде добросовестной конкуренции с изначально понятными и разумными правилами», — отмечает заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев.

В развитие темы рейтинга напомним, что Минстрой России совместно с Национальным объединением строителей также активно продвигают идею рейтингования подрядчиков, но предлагают более широкий спектр факторов для оценки. 10 сентября 2020 года на круглом столе «Совершенствование закупок в строительстве», советник президента НОСТРОЙ Альберт Короленко рассказал о работе над методологией добровольного рейтингования предприятий на основе следующих критериев:

  • Уровень финансовой независимости организации;
  • Объем собственных оборотных средств;
  • Количество исполненных и проблемных государственных и муниципальных контрактов;
  • Объем спецтехники и механизмов организации;
  • Штат компании (общая численность).

Кроме того, стандартизацией в сфере оценки деловой репутации с 2013 года в Росстандарте занимается ТК 066 Оценка опыта и деловой репутации предприятий, в багаже которого имеется пакет ГОСТ Р по методологии оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в различных сферах деятельности. Так, ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций» предлагает сложную многофакторную модель оценки, учитывающую например такие моменты как ритмичность выполняемых работ с начала существования предприятия, раздельную оценку уровня квалификации управляющего и инженерного персонала, имидж в среде потребителей, и др.

Однако, если в итоговой версии законопроекта победит позиция Минфина России о введении «универсальной стоимостной предквалфиикации», при которой к конкурентным процедурам будут допускать участников имеющих опыт исполнения контрактов в размере не менее 20% от стоимости будущей закупки, то более тонкие настройки в оценке квалификации заказчикам могут и не понадобиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*