Счетная палата: могло быть лучше

uzenzen

Счетная палата опубликовала Отчет о работе в 2021 году. Всего в отчетном году ведомство провело 346 контрольных мероприятий и выявило 4 253 нарушения на общую сумму 1,54 трлн рублей.

Часть положений отчета напрямую касаются реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

Так, несмотря на значительную поддержку со стороны государства, вопросы социально-экономического развития малых городов решаются недостаточно эффективно и требуют более пристального внимания.

Счетная палата проанализировала результативность использования средств федерального бюджета, выделенных в 2018–2019 годах на реализацию проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях – победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.

В указанный период регионы подали на конкурс более 1 000 заявок. Победителями стали 240 проектов, на реализацию которых из федерального бюджета было направлено почти 15 млрд рублей. На 1 января 2021 года реализовано 166 проектов (69,2%), однако заявленный социально-экономический эффект от их реализации в полном объеме не был достигнут.

В Счетной палате считают, что основными причинами этого являются:

  • недостаточная эффективность реализуемых проектов, отсутствие должного контроля и несовершенство нормативно-правового регулирования, в том числе действующих Правил предоставления субсидий регионам на реализацию проектов (отсутствие в соглашениях количественных и качественных показателей результативности, а также ответственности за нарушение принятых обязательств);
  • недостаточно качественная работа региональных и местных органов власти при подготовке и реализации проектов;
  • невыполнение принятых обязательств по софинансированию мероприятий проектов за счет средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников.

По результатам проверки Счетная палата направила рекомендации в Правительство Российской Федерации. Ведомство предлагает выделить малые города и исторические поселения в особую категорию и сформировать комплексную концепцию их развития. Кроме того, необходимо назначить ответственный орган ФОИВ, который будет обеспечивать координацию и контроль за реализацией проектов, а также скорректировать Правила предоставления субсидий в части усиления контроля за ходом реализации проектов и установления количественных и качественных показателей их результативности. В Счетной палате уверены, что при надлежащем качестве управления с использованием цифровых технологий малые города и исторические поселения могут стать настоящими «драйверами» роста экономики.

Анализируя развитие дорожной отрасли и транспортной инфраструктуры, аудиторы Счетной палаты установили, что в 2018–2020 годах на автомобильных дорогах федерального значения было применено 264 технологии и материала, отнесенных к новым. При этом более половины из них из них (63,6%) по факту новыми не являются. По мнению Счетной палаты, эффективному внедрению инноваций в дорожном строительстве мешает ряд системных проблем, в том числе недостаточное нормативное регулирование этой сферы и отсутствие органа власти, отвечающего за создание благоприятных условий для инновационного развития дорожного хозяйства. В дорожном хозяйстве не разработан порядок внедрения новых материалов и технологий с исчерпывающим перечнем необходимых документов и согласований, позволяющих легитимно применять новые материалы и технологии. Не разработан механизм опытно-эксплуатационного внедрения инновационной продукции производителями, поставщиками, разработчиками на объектах дорожного хозяйства. Не созданы опытно-экспериментальные полигоны внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве в различных природно-климатических зонах.

По рекомендациям Счетной палаты ФАУ «РОСДОРНИИ» была определена в качестве организации, ответственной за проведение мониторинга экономических эффектов от применения новых технологий и материалов. Минтранс России совместно с Минстроем России проводят актуализацию и наполнение сборников федеральных (территориальных) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в дорожном строительстве. Росавтодор организовал работу по актуализации разработанных отраслевых дорожных методических документов. Разработаны критерии отбора дорог в Опорную сеть автомобильных дорог Российской Федерации, отражающие обеспечение связанности территории и значимость для улучшения качества жизни в регионах.

Кроме того, Счетная палата внесла предложения, на основании которых ФОИВ подготовили и внесли на утверждение в Правительство Российской Федерации дорожную карту по сокращению объектов незавершенного строительства. Комплекс мер, предусмотренных дорожной картой, позволит принципиально улучшить ситуацию с незавершенным строительством в масштабе страны.

Из уже реализованных мер Счетная палата отметила Правила принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных в связи с незавершенным строительством, утвержденные российским правительством.

Напомним, что под занавес 2021 года в Градостроительный кодекс были внесены поправки, направленные на обеспечение инвентаризации объектов незавершенного строительства.

В 2021 году Счетная палата завершила начатый летом 2020 года мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок. Он показал, что в разгар пандемии контрактная система работала без перебоев. Обеспечить ее стабильность позволили изменения в законодательстве о контрактной системе, которые, однако, привели к росту закупок у единственного поставщика в 6,7 раза (с 54 млрд рублей в 2019 году до 361 млрд рублей в 2020 году). Объем государственных и муниципальных контрактов, заключенных в 2020 году в рамках 44-ФЗ, достиг в 2020 году исторического максимума – 8,9 трлн рублей. При этом объем контрактов в рамках 223-ФЗ сократился и составил 19,9 трлн рублей, что на 6,1% меньше, чем в 2019 году.

Из выявленных нарушений основная доля пришлась на обоснование начальных (максимальных) цен контрактов. Проблемы ценообразования в контрактной системе Счетная палата уже неоднократно отмечала в своих ежегодных отчетах о результатах мониторинга контрактной системы.

В числе прочего ведомство проанализировало и деятельность Министерства строительства и ЖКХ РФ. Проверка установила факты недостоверности бюджетной отчетности. Существенное финансовое нарушение на сумму 86,17 млрд рублей исправлено в ходе проверки. Выявлено нарушение сроков достижения результатов по федеральным проектам «Ипотека» и «Жилье». Один результат по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды» не достигнут. Кроме того, по результатам проверки отмечалось ненадлежащее осуществление полномочий главного распорядителя бюджетных средств в части планирования некоторых расходов федерального бюджета. В 2020 году было отмечено самое низкое кассовое исполнение Минстроем России расходов федерального бюджета за последние пять лет (80,07 % от объема бюджетных ассигнований согласно сводной бюджетной росписи). Наибольший объем межбюджетных трансфертов перечислен субъектам Российской Федерации в IV квартале 2020 года – 62,7 % общего объема перечисленных межбюджетных трансфертов. Показатели пилотной государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» не в полной мере соответствуют показателям документов стратегического планирования в соответствующей сфере деятельности. По результатам контрольного мероприятия в Минстрой России направлено представление, которое исполнено частично.

В целом, Счетная палата отметила, что в 2021 году в результате контрольных мероприятий было найдено значительно больше нарушений, чем годом раньше. Это связано в том числе с серьезным увеличением расходов федерального бюджета в 2020–2021 годах из-за пандемии. Как правило, нарушения являются следствием невыполнения требований бухгалтерского учета, несоблюдения процедур и формальностей и чаще всего устраняются во время проверок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*