Саморегулированию прописали развитие

Vectorpocket

Проект Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года сформирован и находится на стадии редакторской правки.

В распоряжении редакции оказалась версия документа (Executive summary) от 23 июля 2019 года, подготовленная для согласования федеральными органами исполнительной власти и иными заинтересованными организациями1.

Глава документа, посвященная институту саморегулирования в строительстве, готовит участникам профессионального сообщества несколько сюрпризов. В частности, для достижения поставленной цели перейти на реальное регулирование строительного рынка, предполагается решение следующих задач:

  • разработка методологии рейтингования саморегулируемых организаций и их членов;
  • исключение ограничений для национальных объединений по регулированию строительной отрасли (в настоящее время законодательство содержит прямой запрет национальным объединениям принимать обязательные для саморегулируемых организаций решения);
  • повышение значимости и ответственности специалистов по организации строительного производства в строительной отрасли, а также введение специализации субъектов предпринимательства в строительной сфере через требование о наличии специалистов соответствующего уровня и квалификации;
  • упрощение процедур и расширение случаев выплат из компенсационных фондов саморегулируемых организаций;
  • смещение баланса от государственного надзора к корпоративному мониторингу деятельности саморегулируемых организаций, который осуществляется национальными объединениями, при сохранении государственного надзора за деятельностью национальных объединений.

При этом внедрение рейтингования саморегулируемых организаций и их членов и внедрение механизмов ответственности физических лиц в строительной отрасли относятся к первоочередным задачам, которые должны быть решены уже в следующем году.

Целевые показатели по направлению 2020 2022

2030

1 Внедрение рейтингования СРО и их членов Х
2 Внедрение механизмов ответственности физических лиц в строительной отрасли Х
3 Внедрение системы мониторинга и анализа аварий Х
4 Доля саморегулируемых организаций в строительстве, получивших признание деятельности от органов госнадзора, % 0% 40% 100%
5 Доля лиц, включенных в национальный реестр специалистов, в общем количестве занятых в строительстве организаторов строительного производства (мастера, прорабы, ГИПы), % 24% 100% 100%

По мнению разработчиков стратегии, повышению доверия к СРО также будет способствовать исключение случаев дублирования лицензий и допуска СРО на один вид деятельности в пользу саморегулирования и внедрение практики признания органами государственной власти результатов деятельности саморегулируемых организаций. При чем признание эффективности СРО органами государственного надзора как на федеральном, так и на региональном уровне предполагается проводить в форме соглашений на основе утвержденных критериев.

Облегчить работу самих СРО должен возврат к утвержденным Перечням видов работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства. А также обязание членов СРО предоставлять в СРО сведения об объектах, в отношении которых они эти работы выполняют.

На развитие института саморегулирования окажут влияние и другие положения Стратегии 2030.

Например, планируется разделить понятия «архитектурно-строительное» и «инженерно-технологическое» (промышленное) проектирование. Результатом такого разделения станет введение авторского надзора как формы осуществления строительного контроля, а также введения системы допуска архитектора к архитектурной деятельности через элементы саморегулирования профессиональной деятельности.

Для физических лиц, которые  занимаются разработкой и приемкой градостроительной документации, планируется введение системы аттестации (по аналогии с аттестацией экспертов в системе государственной и негосударственной экспертизы проектной документации). А для юридических лиц, выполняющих разработку градостроительной документации, предлагается создать систему допуска на рынок с одновременным введением соответствующих требований к профессионализму и качеству выполнения работ.

При знакомстве с проектом стратегии нельзя не отметить конкретность целевых показателей и подчеркнутую направленность на решение практических задач развития отрасли. Напомним, что цель Стратегии 2030 в сфере развития системы допуска на рынок строительных работ и услуг заключается в обеспечении безопасности работ в области создания объектов капитального строительства при одновременной минимизации давления на субъекты бизнеса, а также прозрачности и доступности прохождения обязательных процедур. Главным принципом обеспечения безопасности должно стать соблюдение баланса интересов всех участников отрасли.

Напомним, что 17 июля текущего года заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков сообщил об окончании первого этапа разработки Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года. Полагаем, что финальная версия проекта документа будет представлена профессиональному сообществу ко Дню строителя, а к октябрю 2019 года работа над Стратегией 2030 будет завершена.


1Согласно протоколу Межведомственной рабочей группы от 16 июля 2019 года, Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России направит финальный проект Стратегии 2030 на согласование в федеральные органы исполнительной власти не позднее 06 августа 2019 года.

Комментарий

  1. Вместе с план-графиком реализации Стратегия превращается в дорожную карту модернизации отрасли за 10-ть лет. План двух пятилеток…

Добавить комментарий для Старый Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*