Саморегулирования нет, но вы держитесь

studiostoks

VI Международная конференция «Практическое саморегулирование», организованная Советом ТПП по предпринимательской деятельности, прошла без сюрпризов. При полном отсутствии представителей исполнительной и законодательной власти активисты саморегулирования предались рефлексии*. Местами было ярко, местами умно, местами эмоционально, но локальные энергетические всполохи и разноцветные презентации так и не смогли развеять владеющей спикерами фрустрации**.

Велась трансляция, и, вероятно, видео с заседаний секций будет опубликовано. В тематических блоках посвященных саморегулированию в конкретных видах деятельности заинтересованный зритель сможет отыскать перечни вопросов, неразрешённых проблем и несогласованных с профессиональным сообществом решений органов власти, мешающих СРО заниматься саморегулированием.

В рамках сессии, посвященной проекту базового для саморегулирования закона № 315-ФЗ, эти вопросы и проблемы были осмыслены в наиболее обобщенном виде. Не вдаваясь в детали и авторство конкретных суждений можно констатировать несколько общих для спикеров позиций:

Оказывается, саморегулирование бывает «вменённое» и «сущностное». В настоящее время в России превалирует «вменённое саморегулирование» навязанное предпринимателям государством. Причем в форме, удобной государству.

Оказывается, органы исполнительной власти с одной стороны не исполняют поручение Президента РФ по созданию общероссийской системы саморегулирования в соответствии с утвержденной Правительством концепцией его развития. С другой – активно вносят в отраслевые законы поправки, прямо противоречащие упомянутой концепции.

Очевидно, что Россия все дальше отходит от идей саморегулирования предпринимательской деятельности. В большинстве сфер деятельности реализуется модель государственного регулирования, при которой СРО являются инструментом регулирования в руках государства и по преимуществу выполняют фискальные функции. Причем, выполняют формально.

Практически во всех сферах деятельности саморегулируемые организации научились исполнять закон и прекрасно работают в рамках требований, твердо закрепленных в законодательстве. Однако, элементы системы законодательно не описанные работают плохо. А именно — национальные объединения СРО. О необходимости закрепить место, роль, функции и основные требования к организации деятельности национальных объединений СРО в системе саморегулирования говорил каждый второй выступающий.

Национальные объединения СРО должны стать отраслевой парламентской площадкой, и занять ведущее место в определении правил и требований к предпринимательской деятельности.

В этом спикеры были согласны. А вот в отношении к происходящему и видении дальнейших шагов мнения расходятся.

Одни предлагают активно подталкивать чиновников и законодателей к движению в русле правительственной концепции развития саморегулирования и скорейшему внесению проекта поправок в 315-ФЗ на рассмотрение Государственной думы. Именно эта позиция будет отражена в резолюции конференции.

Другие считают возможным найти и предложить чиновникам инструменты регулирования, которые будут им интересны, а уже потом поторговаться за расширение сужающегося функционала СРО.

Третьи уверены, что данный этап развития саморегулирования вполне соответствует всем научным концепциям развития систем и организаций, поэтому можно спокойно работать в ожидании естественного перехода на следующий этап развития.

В том, что полный возврат к госрегулированию неизбежно приведет к снижению предпринимательской активности, спаду темпов экономического развития и падению качества оказываемых услуг, из пришедших 5 июня в здание ТПП на Ильинке не сомневался никто.

Какими бы ни были результаты посиделок, отвлечься от текущей деятельности и взглянуть на процесс со стороны бывает небесполезно.


Рефле́ксия — обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Фрустра́ция — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.

Комментарий

  1. Пока СРО несут деньги и обеспечивают лицензионный контроль, трогать их не будут. Смысла нет. Надо копить потенциал для перенимания инициативы. Предпосылки для этого есть. Делянки почти нарезали уже. Ждем пакет законов о госконтроле.

    До его принятия о сро даже думать никто из чиновников не будет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*