Саморегулирование пора разрегулировать

studiostoks

России требуется новый закон о саморегулировании, который повысит его роль и выведет на новый уровень взаимоотношения государства и предпринимательского сообщества. Об этом глава Комитета Государственной думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев заявил в ходе «парламентских слушаний» по развитию саморегулирования предпринимательской деятельности 14 апреля 2021 года.

По его словам, закон о саморегулируемых организациях когда-то был прорывом, но он был принят в 2007 году. Сейчас необходимо включить вопросы саморегулирования в реформу контрольно-надзорной деятельности. «Она идет, но по странному стечению обстоятельств мы говорим обо всем — контроле, надзоре, проверках, рисковом подходе — но не говорим о саморегулировании», — отметил Николай Николаев.

Он отметил, что в последние годы попытки совершенствования законодательства в этой области сводились к тому, чтобы «отрегулировать саморегулирование», тогда как профессиональному сообществу и государству необходимо по-новому выстраивать отношения. «Не нужно регулировать, надо послушать предпринимательское сообщество и дать ему обустраивать свои отношения и объединения», — заявил парламентарий, подчеркнув, что роль саморегулирования нужно повышать.

Член Комитета Госдумы по контролю и регламенту Александр Авдеев добавил, что законодательная база должна минимизировать создание коррупционных точек в сфере саморегулирования, способствовать повышению прозрачности деятельности саморегулируемых организаций и дать возможность бизнесу быстрее адаптироваться к изменениям в экономике.

Обсуждая конкретные проблемы системы саморегулирования, участники слушаний отметили, что сегодня существует перекос в сторону контрольных функций, тогда как основная задача саморегулирования – повышение качества услуг, оказываемых членами СРО.

Помимо этого, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов отметил, что участники саморегулируемого сообщества недостаточно скоординированы (национальные объединения СРО отсутствуют в 7-ми из 12-ти сфер с обязательным саморегулированием), невысокую активность в части повышения качества работы, а также недостаточное делегирование контрольной функции со стороны органов государственной власти.

Для решения перечисленных проблем Дмитрий Сазонов предложил пути развития саморегулируемых организаций в сфере развития предпринимательства:

  • поэтапный трансфер полномочий в сфере учета и контроля от органов государственной власти в пользу СРО;
  • развитие цифровых платформ и реестров для сокращения трансакционных издержек;
  • создание механизма прозрачной акселерации предприятий от микропредприятий в малые и средние на основании деловой репутации – ключевого механизма обеспечения доступа к мерам поддержки в зависимости от добросовестности деятельности.

В свою очередь, вице-президент Ассоциации «ОПОРА» Андрей Шаров предложил задуматься об отраслевых моделях регулирования сроком на 6 лет. «Мы должны просмотреть все меры регулирования, которые будут применяться на протяжении этого периода, обсудить их с правительством, закрепить, сделать поправки в отраслевые законы – тогда СРО найдет свое место», — подчеркнул он, добавив, что только в этом случае можно будет говорить о передаче полномочий по утверждению стандартов и распределению субсидий, а также функции по контролю.

Начальник Управления профессиональных услуг на финансовом рынке Департамента стратегического развития Центрального банка РФ Ирина Мельникова рассказала о практике саморегулирования в сфере финансового рынка. Она сообщила, что, оценив эффективность существующей модели саморегулирования, члены профессионального сообщества намерены сфокусироваться на ее поведенческих аспектах и контролировать не столько соответствие требованиям законодательства, сколько добросовестное поведение участников рынка. Кроме того, будет продолжена работа над профессиональными стандартами.

Николай Николаев отметил, что саморегулирование в сфере финансовых рынков на сегодняшний день является лучшим примером системы, тогда как саморегулирование в строительной сфере, напротив, способно дискредитировать всю систему.

Вице-президент Ассоциации «ОПОРА» Евгений Шлеменков отметил, что строительное саморегулирование представляет собой бюрократическую структуру, которая содержится самими предпринимателями и непрерывно обрастает паразитирующим бизнесом (псевдо-аттестация, псевдо-повышение квалификации, помощь с проверками и т.п.). Многочисленные поправки типа регионального принципа членства, по его мнению, только усугубили положение, добавив парадоксов и коллизий. Компенсационные фонды как способ обеспечения ответственности также не оправдали себя и, по сути, лишь опустошают кошельки участников рынка.

Председатель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Константин Апрелев предположил, что «ракета саморегулирования не взлетела», поскольку ее перегрузили нормативным регулированием – особенно в части добровольного саморегулирования. «Существует модель государственного регулирования, которую повторили в профессиональном сообществе», — сказал он, добавив, что это не позволило продвинуть концепцию развития саморегулирования, которая был разработана в 2015 году при участии Минэкономразвития России и одобрена правительством. Константин Апрелев предложил вернуться к этой концепции, реализовать трехуровневую модель и сфокусироваться на создании инструментов развития, а не регулирования. Он уверил участников слушаний что Совет ТПП РФ готов «работать день и ночь», для того чтобы соответствующие поправки в законодательство были внесены на рассмотрение Госдумы еще в этом созыве.

Константина Апрелева поддержал Президент Ассоциации «СРОО «Экспертный совет» Алексей Каминский. Он добавил, что необходимо отказаться от компенсационного фонда как единственного инструмента имущественной ответственности, а также создать институт национальных объединений, главной функцией которых будет разработка единых требований.

Завершая «парламентские слушания», Николай Николаев предложил всем участникам направить письменные предложения по совершенствованию системы саморегулирования. Их обобщением и разработкой резолюции займется рабочая группа, которая будет создана при Комитете Государственной думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. «Нам важно продуманно написать четкую резолюцию и рекомендации. Чтобы в новом созыве депутаты могли взять этот документ и увидеть мнение профессионального сообщества и план работы», — подчеркнул парламентарий, предложив отвести на эту работу две недели.

p.s. Вице-президенту Национального объединения строителей Антону Морозу, присутствовавшему на «парламентских слушаниях», слова не дали. Он сам попросил его по итогам обсуждения, чтобы защитить систему строительного саморегулирования. Однако защита Антона Михайловича привычно свелась к рекламе достижений НОСТРОЙ на ниве ценообразования, технического регулирования и иже с ними, а потому была прервана на полуслове.

«Да мы поняли, что вы хорошие, спасибо большое, я рад, что вас многое устраивает», — остановил спич Николай Николаев.

Комментарии:

  1. Н-да… По версии СМИ, Антон Мороз просто таки блистал. А по факту как-то неубедительно вышло.

    1. Скорее по версии НОСТРОЙ. И еще один момент. когда Мороз заявил что решена проблема с недостаточй КФ в СРО, в зале пошел тихий хохот, ведь многие знают о недостаче в СРО «БСК» почти милларда рублей КФ.

      1. этакой бодрый решала в Госдуме… и ведь совершенно не смешно, если подумать трезво ))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*