РТН увеличил сроки предписаний, но не сдал позиции

studiostoks

Последние полтора года Ростехнадзор аккуратно исполнял обещание давать СРО не менее трёх месяцев на устранение выявленных нарушений вне зависимости от их категории и сложности.

В ходе судебных баталий по оспариванию указанных предписаний в части неперечисления «исторического максимума» компенсационных фондов на специальные счета одним из доводов для признания их незаконными и недействительными был невозможность устранения нарушений в трехмесячный срок с учетом процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Не секрет, что конкурсные производства в отношении банков длятся годами. Так, например, конкурсное производство КБ АО «Мастер-Банк» длится уже более 5 лет.

Вместе с тем, доводы Ростехнадзора о том, что по ходатайству СРО о продлении сроков предписания, орган надзора вправе продлить указанные сроки, судей, как правило, не устраивали. Ну, во-первых, «вправе продлить» – это не означает продлить в действительности; а во-вторых, срок предписания изначально должен быть разумным и реальным для устранения выявленного нарушения.

По всей видимости, данную позицию арбитражных судов Ростехнадзор услышал только после неоднократного озвучивания её судьями Верховного Суда Российской Федерации.

Так, например, 12 декабря 2018 года Верховный Суд РФ в определении по делу №А40-238428/2017 указал, что «…требование предписания о перечислении на специальный счет организации средств компенсационного фонда, сформированного ранее и размещенного на депозите у управляющего КБ «Мастер-Банк» (ОАО), является неисполнимым, поскольку поставлено в зависимость от воли третьих лиц или предположительно возможных событий». Аналогичный вывод сделан в определении Верховного Суда РФ от 11 февраля 2019 года по делу №А14-15475/2017.

19 марта 2019 года Верховный Суд РФ в определении по делу №А56-38217/2018 прямо указал на то, что «…управление (Ростехнадзора) фактически требует возврата спорных средств и их размещения на специальном счете вопреки порядку и очередности удовлетворения требований кредиторов, предусмотренных законодательством о банкротстве».

И, наконец, 21 марта 2019 года Верховный Суд РФ в определении по делу №А56-35919/2018 разъяснил своё видение проблемы возврата средств компенсационных фондов из банков-банкротов и сроков подведения итогов такого возврата: «В связи с отзывом у этих кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций требования ассоциации включены в реестры требований кредиторов по каждой кредитной организации, поэтому после завершения дел о банкротстве кредитных организаций размещенные в них финансовые активы могут быть возвращены и также зачислены на специальный счет».

Следует отметить, что ранее, ещё 17 июля 2018 года Конституционный Суд Российской Федерации высказывал аналогичную позицию в определении №1677-О, указав, что «… до момента завершения конкурсного производства в отношении кредитного учреждения размещенные в нем средства саморегулируемой организации учитываются при определении размеров компенсационных фондов, и … до указанного момента размер утраченных средств (убытков) саморегулируемой организации определен быть не может…».

Что повлияло на уточнение подхода Ростехнадзора к срокам при выдаче предписаний: кадровые ли изменения внутри органа надзора или внимание Генеральной прокуратуры РФ к работе ведомства, или трезвое обобщение судебной практики за 1,5 года – этого мы не знаем. Как бы там ни было, но, начиная с мая текущего года, главное управление Ростехнадзора отдельным СРО начало выдавать предписания об устранении нарушений, связанных с невозможностью размещения части средств компенсационных фондов, находящихся в банках-банкротах, на срок до 6 (шести) месяцев.

Таким образом, орган надзора за СРО не отказался от своего прежнего мнения в отношении того, что указанные обстоятельства в деятельности саморегулируемых организаций являются нарушением статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса РФ, но все-таки признал, что сроки выдаваемых им ранее предписаний являются явно недостаточными для исполнения требований по размещению средств компенсационных фондов из банков-банкротов на специальные счета уполномоченных банков.

В свою очередь, как нам кажется более правильным, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ при наличии средств компенсационных фондов СРО на специальных счетах в размере, соответствующем количеству действующих членов и их уровням ответственности, Ростехнадзору следует отложить контрольные мероприятия и выдачу предписаний в указанной части до окончания конкурсных производств кредитных организаций-банкротов и учитывать уже их итоги.

Специально для Правда о СРО
СРОМАСТЕР

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*