Ростехнадзор и Минстрой разошлись во взглядах

разница - во взглядах

Эксперты продолжают искать границу между трудовым и градостроительным законодательством. Ростехнадзор определился относительно роли СРО в части контроля соблюдения её членами требований по охране труда.


В ноябре прошлого года была опубликована позиция Минстроя России, который не без активных посылов со стороны НОСТРОЙ дал полемичные разъяснения по вопросу права саморегулируемых организаций строительной сферы осуществлять контроль своих членов в части соблюдения ими требований по охране труда.

Согласно указанным разъяснениям от 09.11.2018 г. №49314-ОГ/02 в рамках контроля саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, за деятельностью своих членов осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), в том числе, контроль за соблюдением ими требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании.

При этом в соответствии с частью 6 статьи 52 Кодекса лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Таким образом, по мнению Минстроя России, выполнение требований безопасности труда относится к соблюдению требований законодательства о градостроительной деятельности, и, следовательно, подлежит контролю со стороны строительных СРО. Вместе с тем, согласно мнению некоторых экспертов и судебной практике, вопросы безопасности труда и охрана труда к вопросам градостроительного законодательства не относятся, так как являются предметом правоотношений трудового права.

Как бы там ни было, прошло чуть более полугода, и на настойчивый вопрос пытливых саморегуляторов: «Вправе ли саморегулируемая организация в сфере строительства осуществлять контроль за деятельностью своих членов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в части соблюдения ими требований охраны труда в организации?» — 3 июня 2019 года категорический и противоположный Минстрою ответ дал Ростехнадзор.

Согласно мотивированной позиции органа надзора за саморегулируемыми организациями строительной отрасли*:

«Вопросы трудового законодательства в Российской Федерации регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Одной из целей саморегулирования в строительстве в соответствии со статьей 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) является предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2 статьи 55.13 Кодекса в рамках контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов осуществляется в том числе контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, включая соблюдение членами саморегулируемой организации требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, утвержденных соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

Национальное объединение саморегулируемых организаций разрабатывает стандарты на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, а не стандарты безопасности труда.

Главой 57 ТК РФ установлен исчерпывающий перечень органов, осуществляющий государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением требований трудового законодательства, а также их полномочия.

Саморегулируемые организации в сфере строительства в этот перечень не входят.

Меры дисциплинарного воздействия согласно части 1 статьи 55.13 Кодекса саморегулируемая организация вправе применить только в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, требований технических регламентов, обязательных требований стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, утвержденных соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций, стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов саморегулируемой организации.

Дополнительно необходимо отметить, что в случае получения в рамках плановых и внеплановых проверок своих членов информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, саморегулируемая организация может направить соответствующее обращение в федеральную инспекцию труда в целях принятия решения о проведении внеплановой проверки работодателя.

Порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 № 875».

Следует особо отметить, что указанный ответ Ростехнадзора содержит не только тщательно мотивированное правовое обоснование нахождения охраны труда вне компетенции и контроля со стороны СРО, но и критическую позицию относительно активности Национального объединения строителей в вопросах стандартизации охраны труда в строительных организациях, что также не входит в предмет деятельности НОСТРОЯ.

Об усилиях НОСТРОЙ по стандартизации охраны труда см здесь, здесь и здесь.

 Специально для «Правда о СРО»,

СРОМАСТЕР

 


*ответ Ростехнадзора нашел свое место и на его официальном сайте

Комментарии:

  1. Убедительная просьба к редакции разместить сканы писем Минстрой 09.11.2018 г. № 49314-ОГ/02 и Ростехнадзора  от 3 июня 2019 года

    1. Добрый день, господин Иванов!

      Дело в том, что указанные ответы содержат в себе персональные данные заявителей. Мои коллеги убедительно просили меня не публиковать письма в оригинале.

      Мы дословно приводим тексты из указанных писем, удаляя лишь начало: «Ваше обращение рассмотрено…» и конец: «… письма не являются нормативными правовыми актами.»

      Если Вам необходимо оригинальное разъяснение органа по указанному вопросу, то Вы можете самостоятельно обратиться в Ростехнадзор или Минстрой России и получить персональный ответ аналогичного содержания. Отвечают ведомства на похожие вопросы очень быстро.

      Если ответ будет отличаться от нашего, то это даже будет интересно. Бывает, что позиция меняется. И это тоже предмет для обсуждения и информирования профессионального сообщества.

  2. Тогда просьба замазать адресатов, чем обезличите персональные данные заявителей.

  3. Эти разъяснения Ростехнадзор давал ещё в пошлом году, примерно в тоже время, что и ответ Минстроя, тогда же они и на сайте были опубликованы

  4. Уважаемые коллеги!

    Мы должны уважать просьбы наших источников информации. В противном случае, люди просто перестанут нам доверять и делиться с нами персональными ответами на свои интересные запросы от органов власти.

    Поэтому ещё раз повторяю. Есть проблема, на неё есть ответ. Мы о нём просто всех информируем. Нужен оригинал, задаёте тот же вопрос электронным письмом в ведомство и получаете электронный ответ на бланке ведомства в оригинале.

    Нет ничего сложного.

    Спасибо за понимание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*