СРО-контроль: есть ли предел аппетитам реформаторов?

Приключения СРО в период «реформы Мень-Молчанова» продолжаются. Полный сюрпризов 372-ФЗ никуда не делся, коллизии не рассосались, и ясности не прибавилось. Изначально эксперты ломали головы над вопросом «как понимать 372-ФЗ?». Когда стало ясно, что ответов на большую часть вопросов ни в законе, ни у юристов, ни у Минстроя нет, стали думать «как исполнять 372-ФЗ?». Но тут наступили пресекательные сроки, думать стало некогда и стали исполнять зажмурившись – как пойдет. Теперь же строительно-проектно-изыскательское саморегулируемое сообщество думает над вопросом «как жить по 372-ФЗ?».

В редакцию Правда о СРО пришло лирическое послание незнакомого нам ранее эксперта, посвященное совещанию строительных СРО ЦФО, которое провели специалисты Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ. Там как раз обсуждался данный вопрос. Мы сознательно не стали исправлять юридические неточности и стилистические огрехи автора.

— С 1 марта все СРО (кто раньше, кто попозже) стали получать уведомления от своих членов о фактическом совокупном размере обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов. Требование по уведомлению СРО содержит статья 55.8 ГрК РФ. Порядок уведомления утвержден Приказом Минстроя России от 10 апреля 2017 г. № 700/пр.  В течение двух недель после получения уведомления и документов, подтверждающих фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда СРО обязана установить соответствие предоставленных данных предельному размеру обязательств, исходя из которого член внес деньги  в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Казалось бы, все просто – открываем пачку документов, на калькуляторе считаем сумму, сравниваем со строкой в реестре членов СРО (или в выписке – кому как сподручней) и принимаем соответствующее решение – подтвердить, либо наказать и обязать довнести. СРО уже давно научились работать с большими объемами документов (что неудивительно, уже восемь лет существования — это единственная их компетенция), поэтому с технической точки зрения задача тоже решаемая.

Однако, семинар НОСТРОЙ для СРО ЦФО посвященный данной тематике показал не только широкие возможности для творческого подхода к решению этой тривиальной задачи, но и наглядно показал ряд тенденций, на которые хотелось бы обратить внимание уважаемого сообщества. При чем, судя по общению с коллегами из проектных СРО, проблематика тут вполне общая.

Оставим в стороне вопросы, скажем так, юридической техники. Как считать? Что учитывать, а что нет? Что считать подтверждающими документами? Что делать с остатками обязательств на конец года и т.д. Реальные проверки нас ждут только в 19 году, к тому времени как-нибудь разберемся. А вот что делать с коренным изменением вектора деятельности СРО с точки зрения целеполагания, по-хорошему, отвечать надо уже сейчас.

Если раньше мы проводили «входной контроль» соответствия минимальным квалификационным требованиям предприятий, желающих зайти на строительный рынок, и подтверждали или не подтверждали право выполнения определенных видов работ, то теперь нас подталкивают к надзорной деятельности в сфере, которая ни к качеству и безопасности, ни к производству строительных работ никакого отношения не имеет.

Во всяком случае, проект стандарта, который презентовал на семинаре НОСТРОЙ, фактически подталкивает нас к исполнению тотального надзора в области контрактных отношений. Т.е. в условиях фактического отсутствия ответа на вопрос о предмете контроля СРО, нас хотят заставить любыми способами вытрясать деньги из своих членов в фонд ОДО, которым впоследствии будут пользоваться банки. При этом, внесение средств  в фонд ОДО НИКАКИМ ОБРАЗОМ не влияет на сам процесс исполнения обязательств по контракту, а скорее наоборот, лишает компанию существенной  части оборотных средств. Можно смириться с тем, что нас заставили собирать дополнительные  деньги в качестве инструмента обеспечения ответственности. Закон содержит исчерпывающие требования по проверке соответствия – раз в год в уведомительном порядке! Ответственность за довнесение средств в КФ ОДО лежит на члене. Ответственность за заключение контракта с подрядчиком, удовлетворяющим требованиям закона лежит на Заказчике. Так для чего же тогда НОСТРОЙ пишет стандарт, по которому СРО не просто обязана ежедневно мониторить ВСЕ ЗАКЛЮЧАЕМЫЕ В СТРАНЕ контракты (с использованием, кстати, совершенно конкретного программного продукта  конкретного производителя!) и создает предпосылки для откровенно коррупционных схем? В основание стандарта заложена идея о тотальной недобросовестности абсолютно ВСЕХ участников строительного рынка – и заказчиков, и членов СРО и нас самих.

Так вот, наблюдая воодушевление специалистов и руководителей контрольных отделов, меня осенило – потому что данный подход является логическим и естественным продолжением всей реформы СРО. Воплощением её реальных, а не декларируемых целей. Все прекрасно понимают, что СРО в реалиях 372-ФЗ совершенно не в состоянии влиять на  «ненадлежащее исполнение строителями обязательств по договорам подряда» (ещё бы понять что такое это «ненадлежащее»). СРО сейчас реально может только собирать деньги и отдавать их – либо банкирам, либо пострадавшим. Речи о качестве, безопасности, квалификации, компетенции в строительстве больше не идет. Как не идет речи об объединениии професионалов для защиты интересов квалифицированных и добросовестных игроков, которые хотят строить и на этом зарабатывать. И клерки НОСТРОЙ и большинство СРО уже органично вписались в новую парадигму. Как ранее закон и приказы минстроя имели очевидные цели – собрать как можно больше денег в государственный (а попутно и в свой) карман и создать максимально возможное количество условий для возникновения «переговоров». Так и стандарты и положения СРО сегодня сочиняются исходя их тех же посылок. Такое впечатление, что наши попытки приспособиться к извращенной логике 372-ФЗ не прошли для нас бесследно. Торжествует логика госчиновников среднего звена!

Если еще пару лет назад мы говорили об исполнении закона, повышении квалификации и необходимости увеличения роли и защиты интересов профессионального сообщества и квалифицированных игроков, то сегодня мы обсуждаем как нам, пользуясь дырявым законодательством, содрать побольше денег со своих членов и желательно «мимо кассы». Не то чтобы я не хотел заработать побольше денег, но в этом контексте меня больше беспокоит долгосрочная стабильность системы, которая нас всех кормит. Если мы окончательно потеряем признаки общественных объединений профессионалов, и станем «коммерсами от сро», то шансы на стабильное развитие саморегулирования в долгосрочной перспективе будут стремиться к нулю.

Сергей Петрович.

 

Если Вы знаете «как жить по 372-ФЗ», то Вы знаете что делать.

Комментарии:

  1. А предложение то какое?!! не доить? ;))
    Хотя вопрос контроля исполнения обязательств конечно более острый! С размером то вроде все понятно более менее, а там вообще туман

  2. Не стоит всю вину возлагать на СРО. Предпосылки для злоупотреблений содержит сама законодательная конструкция.
    СРО действуют в логике закона. Ответсвенность их размыта, поэтому будут стараться содрать по максимуму — не только по злому умыслу (доступ к процентам КФ сейчас все-таки затруднен) но скорее в силу инстинкта самосохранения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*