Прощай, саморегулирование!

studiostoks

Проект Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года доработан с учетом замечаний профессионального сообщества. В распоряжении редакции оказалась версия документа от 20 сентября 2019 года.

Существенные изменения претерпел раздел 3.9.3. Система допуска на рынок строительства, непосредственно касающийся саморегулируемого сообщества. Вместо сомнительного с правовой точки зрения «института признания СРО», новая редакция Стратегии предлагает законодательное введение целого ряда процедур оценки и признания эффективности СРО, включая процедуру оценки регулирующего развития внутренних документов саморегулируемых организаций уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В частности, авторы документа предлагают законодательно закрепить:

  • процедуру оценки эффективности деятельности СРО в целях принятия решений о передаче саморегулируемой организации государственных функций;
  • распределение полномочий между регулирующим органом и саморегулируемой организацией, закрепляющее признание результатов деятельности СРО в отношении своих членов;
  • порядок заключения соглашений между СРО и отраслевым регулятором о признании результатов деятельности саморегулируемой организации и исполнение ею отдельных функций государства в отношении своих членов.

При этом конечной целью развития системы саморегулирования в указанном русле разработчики Стратегии 2030 видят усиление влияния профессионального сообщества на формирование механизмов регулирования рынка строительной деятельности с ответственностью за результаты такой деятельности, влияние на формирование государственной политики в строительной отрасли, обеспечение необходимого уровня профессионального представительства в диалоге с властью в вопросах защиты своих интересов и прав, а также с потребителями – в вопросах защиты их прав.

Для достижения данной цели авторы Стратегии 2030 помимо жесткой регламентации внутренних документов саморегулируемых организаций со стороны органов государственной власти предлагают решить следующие задачи:

1. Оценка целесообразности дублирования лицензий и допуска саморегулируемой организации на один вид деятельности.

(Посмотреть еще 9 задач)

2. Повышение уровня доверия потребителей к системе саморегулирования в строительстве.

Формирование доверия позволит включить потребителей в механизм предъявления запросов и требований к строительной деятельности через институт саморегулирования, в том числе требований в части имущественной ответственности. Это, в свою очередь, позитивно скажется как на деятельности саморегулируемых организаций по созданию стандартов и правил производства работ, так и на востребованности механизмов имущественной ответственности саморегулируемых организаций за деятельность своих членов.

3. Разработка методологии рейтингования саморегулируемых организаций и их членов.

4. Повышение значимости и ответственности специалистов по организации строительного производства в строительной отрасли, а также введение специализации субъектов предпринимательства в строительной сфере через требование о наличии специалистов соответствующего уровня и квалификации.

Включение в Национальные реестры специалистов (НРС) специалистов по организации работ, каждого на своем уровне квалификаций, со своими квалификационными требованиями, которые установлены соответствующими профессиональными стандартами, сместив баланс с формальных требований к квалификации (образование, стаж) к фактически подтвержденной в результате независимой оценки. Государственная аттестация квалификации ключевых специалистов, отвечающих за безопасность: главных инженеров, архитекторов, технологов, изыскателей проекта.

Это позволит повысить мотивацию специалистов к повышению собственной квалификации, создать механизмы для усиления вертикальной и горизонтальной профессиональной мобильности и отразить в НРС реальный перечень специалистов, организующих работу у членов саморегулируемых организаций с учетом различий в уровнях и наименованиях квалификаций у различных специалистов; создаст для заказчиков точное понимание о квалифицированном штате инженерно-технических сотрудников подрядчика; позволит персонализировать ответственность за принимаемые решения; создаст реальную базу задействованных в строительстве инженерно-технических специалистов, создаст предпосылки для внедрения средств автоматизации технологических процессов.

5. Введение дополнительных прав и функций саморегулируемых организаций в отношении вопросов контроля заключения и исполнения их членами договоров подряда, повышение ответственности саморегулируемых организаций.

6. Установление четкого перечня видов работ, которые относятся к деятельности по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.

7. Обеспечение доступа к информации о членах саморегулируемых организаций, осуществляющих строительство объектов капитального строительства, путем введения обязанностей членов СРО предоставлять в СРО сведения об объектах, в отношении которых они выполняют соответствующие работы. Создание единого информационного ресурса (реестра) на базе национальных объединений, содержащего сведения об обязательствах по договорам подряда, заключенным членами всех саморегулируемых организаций. Интеграция сведений такого реестра и национального реестра специалистов.

8. Исключение дублирования обеспечительных мер при выполнении работ в рамках государственных и муниципальных контрактов.

9. Предоставление доступа (участия) национальных объединений и СРО к государственным информационным системам: СМЭВ, ГИСОГД, ЕСИА, для получения и направления информации в рамках цифровой среды.

Конкретизацию планов по коррекции системы саморегулирования содержит раздел 3.9.3.3 Контрольно-надзорная деятельность в строительной отрасли. Где предусмотрены три основных этапа реализации задач, направленных на повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в строительстве. Второй этап (2021-2024гг) предусматривает, в том числе, следующие положения:

  • требования к осуществлению строительного контроля введены на уровне стандартов НОСТРОЙ;
  • обеспечено соответствие мер дисциплинарной ответственности, применяемых СРО, мерам административной ответственности, примененным в отношении членов СРО;
  • сформирован эффективный механизм взаимодействия заинтересованных лиц в случае привлечения к административной ответственности лиц, включенных в национальный реестр специалистов;
  • обеспечен доступ к информации о членах СРО, осуществлявших и осуществляющих строительство конкретного объекта капитального строительства;

Таким образом, к 2024 году должна быть обеспечена глубокая интеграция СРО с системой государственной исполнительной власти.

Нельзя не отметить амбициозные планы разработчиков Стратегии 2030 в отношении прорывного развития строительной отрасли в целевом периоде.

Так, ожидается, что к 2030 году совокупный объем работ по виду деятельности «Строительство» увеличится по сравнению с сегодняшним днем в 2,5 раза и составит 19 656 млрд. рублей. В свою очередь, планируемый объем инвестиций в здания и сооружения увеличится почти в полтора раза и составит 14,2 трлн рублей.

В 10 раз увеличатся целевые показатели по расселению аварийного жилищного года: к 2025 году будет расселено 11,98 млн кв. метров аварийного жилья, к 2030 году не расселенного аварийного жилищного фонда не останется вовсе.

Прорыв ожидает и институт строительной экспертизы. Доля проектов, по которым будет осуществляться комплексное экспертное сопровождение к отчетному периоду составит 70%, а документация, разработанная с применением технологий информационного моделирования, составит 50% от общего объема документации, представленной на экспертизу.

Здесь же отметим, что в перспективе проектировщиков ждет существенное сокращение рынка, поскольку запланировано увеличение до 75% доли построенных объектов капитального строительства, с применением типовых проектов, разработанных на основе информационных моделей многократного использования. Эта мера также повлечет значительное сокращение (с 10 до 2 тысяч) числа обязательных требований при проектировании и строительстве.

Не обойдется без позитивных изменений и в системе государственных закупок. Здесь ожидается смещение баланса при выборе подрядчика от критерия «цена» к большему учету критерия «качество, квалификация, компетенции», в том числе с учетом следующих данных:

  • оснащенность организации, вложения в НИОКР, разработки, ноухау, регистрации патентов;
  • объемы уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов во внебюджетные фонды (в отношении к объемам исполненных заказов);
  • опыт исполнения аналогичного заказа у специалистов, обеспечивающих строительство (проектирование);
  • количество сотрудников, имеющих необходимую квалификацию по видам объектов и разделам работ, подтвержденную наличием свидетельства о квалификации;
  • наличие технологий, включая технологическую оснастку, машин и оборудования по профилю заказа;
  • срок осуществления деятельности организацией;
  • предыдущие выплаты из компенсационных фондов саморегулируемых организаций (раздельно по компенсационным фондам возмещения вреда и фондам обеспечения договорных обязательств) по вине участника закупок;
  • соотношение рабочего персонала к инженерному.

В 2030 году закупки, осуществляемые с применением новых подходов к оценке участников закупок, составят 90%.

В завершение отметим, что текст Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года скорректирован не только по сути, но и по форме: приведена в порядок нумерация и логика разделов, выверена терминология. Очевидно, текущая редакция документа станет финальной и именно в таком виде будет представлена на рассмотрение правительства.

Напомним, что одним из авторов стратегического документа выступило Национальное объединение строителей. Совет НОСТРОЙ выделил на разработку Стратегии 2030 порядка 16 млн рублей.

Стратегия 2030_версия 20.09.2019

Комментарии:

  1. Только как час написал про проект стратегии 2030 и уже убрали обязательность решений национальных объединений для СРО. В таком случае вообще не понятно что одобряют СРо на своих Окружных конференциях, раз так текст меняется. Или тупо одобряют заранее все то, что в проекте стратегии кто-то напишет?

    И когда думать то научимся?

    1. На окружных НОСТРОЙ просто надо было за затраченные миллионы отчитаться. А не факт что в нынешнем финальном виде на конференциях  стратегию бы одобряли единогласно. Классический пример от дирекции как и рыбку съесть и косточкой при этом не подавиться

  2. ОРВ документов СРО со стороны ФОИВ?!? дожили!!

    Напомните, пож-ста, чьи интересы НОСТРОЙ защищал при разработке этого чуда?!

    1. на самом деле это не ОРВ, а по проекту изменений в 315-ФЗ документы СРО будет утверждать Минстрой или РТН. Судя по всему решили завуалировать, а не получилось.

      Положа руку на сердце в НОСТРОЙ есть кому защищать интересы СРО?

Добавить комментарий для Иванов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*