С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».
Статьей 55 данного закона предусмотрено право СРО с добровольным членством на заключение с органами контроля (надзора) соглашения о признании результатов деятельности саморегулируемой организации.
Такое соглашение, в случае его заключения, предусматривает, что деятельность контрольного (надзорного) органа не осуществляется в отношении членов саморегулируемой организации, т.е. фактически контрольные функции полностью переходят к саморегулируемым организациям.
Соглашение может быть заключено не со всеми саморегулируемыми организациями. Так, например, не подпадают под действие нормы статьи 55 СРО с обязательным членством: строительной сферы, в области оценки, аудита, кадастровой деятельности, деятельности арбитражных управляющих, в банковской сфере и т.д.
Уже сейчас, предъявлены требования к СРО для целей заключения соглашения с контрольным (надзорным) органом:
- СРО должна находиться в государственном реестре саморегулируемых организация не менее трех лет;
- Компенсационный фонд СРО должен быть сформирован не менее чем 25000 рублей на одного члена СРО;
- В СРО должны быть приняты все внутренние документы, предусмотренные Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
- Контроль в СРО должен быть идентичен государственному или муниципальному контролю (надзору) отдельного вида деятельности.
Помимо установленных требований к СРО с добровольным членством Правительством РФ будет выпущено постановление, устанавливающее критерии, на основании которых осуществляется признание результатов деятельности СРО, существенные условия соглашения о признании результатов деятельности, порядок заключения, регистрации и прекращения действия соглашения о признании результатов деятельности, порядок контроля за соблюдением условий соглашения о признании результатов деятельности саморегулируемой организацией, деятельность которой признается соглашением о признании результатов деятельности.
Предполагается, что такие критерии должны будут учитывать:
- количество случаев причинения вреда (ущерба), вследствие недостатков произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) и изменение такого количества во времени;
- совокупный реальный вред (ущерб), вследствие недостатков произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) и изменение такого вреда (ущерба) во времени;
- осуществление выплат из компенсационного фонда саморегулируемой организации в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и (или) внутренними документами саморегулируемой организации, соотношение размеров таких выплат, сроки их осуществления, случаи отказов саморегулируемой организации от осуществления таких выплат;
- установление саморегулируемой организацией требований к своим членам, не предусмотренных нормативными правовыми актами;
- эффективность контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов;
- эффективность применения саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;
- случаи привлечения саморегулируемой организации к ответственности за правонарушения в области деятельности саморегулируемых организаций.
Казалось бы, простота такого нового инструмента передачи контрольно-надзорных функций от государственных и муниципальных органов саморегулируемым организациям позволила бы дать мощный рывок развитию саморегулирования в различных сферах. Но как говорится, все кроется в нюансах. И эти нюансы мы все увидим в Постановлении Правительства РФ. К сожалению, в настоящее время ответственное министерство за разработку данного проекта нормативного правового акта, Минэкономразвития России, не разместило его на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. По имеющейся информации такой проект Минэкономразвития России разрабатывается и скорее всего уже проходит процедуры внутреннего согласования. Мы, естественно, будем внимательно следить за проектом Постановления Правительства РФ и когда оно появится, обязательно расскажем о предлагаемых новеллах, содержащихся в нем.
А пока, при прочтении статьи 55 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» возникает ряд вопросов, например таких как:
Со всеми ли СРО с добровольным членством допускается соглашение о признании результатов деятельности?
Возможные сферы контроля, «наборы» обязательных требований для сфер деятельности с добровольным членством? Какие именно требования, обязательные для членов СРО?
СРО обязано осуществлять контроль за деятельностью своих членов в объеме, точно таком же – «до запятой», как это предусмотрено для государственных или муниципальных органов по контролю (надзору) или в меньшем/большем объеме?
Какие преимущества даст членство в СРО с которой заключено соглашение или планируется заключение соглашения о признании деятельности СРО?
Учитывая, что СРО могут передать часть своих прав и обязанностей национальным объединениям СРО, планируется ли в будущем заключение аналогичных соглашений с национальными объединениями СРО?
И таких вопросов на сегодняшний день множество. Еще больше появится их с изданием Постановления Правительства РФ.
Самый главный из них – окажется ли предложенный механизм признания деятельности СРО мощным рывком в развитии саморегулирования или же, как обычно, из-за бюрократических препон станет очередной благой идеей на бумаге?
ПРАВОВЕД
специально для Правды о СРО
Мда…пусти козла в огород… в смысле как это нынче…: признай результаты его деятельности…))) В войну не столько немцев боялись, сколько полицаев…