Правовед: о тонкостях заимствования

studiostoks

На прошлой неделе Минстрой России опубликовал для проведения  независимой антикоррупционной экспертизы проект постановления Правительства РФ, регулирующего порядок предоставления займов членам СРО.

Данное постановление разработано во исполнение новой нормы статьи 3.3  Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Хотя закон еще не подписан и вступил в силу Минстрой России не без помощи Национального объединения строителей подготовил проект постановления Правительства РФ.

Предоставление права саморегулируемым организациям выдавать займы из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств не только является новшеством, но и вызывает множество споров. Поэтому принято решение открыть ряд публикаций на эту тематику с обозначением правовых коллизий, которые уже возникли и еще будут возникать при реализации данного права.

Часть 1: История возникновения.

16 апреля 2020 года Президент НОСТРОЙ Антон Глушков принял участие в совещании по поддержке строительной отрасли, которое провел Президент России Владимир Путин. В своем докладе Антон Глушков предложил использовать средства компенсационных фондов СРО в области строительства и проектирования. Он отметил, что добропорядочные СРО за 10 лет размещения средств компенсационных фондов в уполномоченных банках значительно увеличили объемы этих средств. Поэтому Антон Глушков предложил предоставить саморегулируемым организациям возможность направить накопленный доход на кредитование строительных компаний – членов СРО. Он определил объем такой поддержки в размере до 40 млрд рублей. Кроме того, Антон Глушков предложил разрешить СРО часть такого дохода направлять на нужны национальных объединений, чтобы избавить их от необходимости оплачивать членские взносы.

20 мая появляется согласованная поправка Правительства РФ о внесении изменений в статью 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

21 мая ответственный комитет Государственной думы за ведение законопроекта № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», рекомендует принять ее без каких либо изменений и дополнений. В этот же день законопроект принимается во 2 чтении.

22 мая законопроект принимается во 3 чтении, то есть принимается сам закон и направляется на рассмотрение в Совет Федерации.

Уважаемый наш читатель, вы нигде не увидите заключения Комитетов Государственной Думы или отдельных депутатов на данную поправку. Данный вопрос решался политически, то есть без широкого привлечения специалистов. Этим и объясняется такое оперативное закрепление озвученной идеи от момента ее придания огласки до появления законодательной нормы. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что отдельные специалисты в области саморегулирования высказывались об идее законодательного регулирования выдачи займов СРО своим членам с использованием средств компенсационного фонда. Но их или не захотели услышать, или просто проигнорировали.

Но как говорится, имеем что имеем, и нам с этим надо будет жить и стараться «проплыть» между «камнепадом» правовых коллизий и возможных последующих санкций.

Часть 2:  Выдавать займы можно только с согласия общего собрания СРО

Статья 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ дополнена пунктом 17 следующего содержания:

«17. До 1 января 2021 года в целях оказания поддержки членам саморегулируемых организаций в связи с распространением новой коронавирусной инфекции допускается предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких саморегулируемых организаций в соответствии с гражданским законодательством. Предельные размеры таких займов для одного члена саморегулируемой организации, предельные значения процентов за пользование такими займами, предельный срок их предоставления, цели их предоставления, требования к членам саморегулируемых организаций, которым могут быть предоставлены указанные займы, и порядок контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам, определяются Правительством Российской Федерации. Объем займов, предоставленных саморегулируемой организацией, не может превышать 50 процентов от общего объема средств ее компенсационных фондов.».

  • Как видно из приведенной нормы закона использование средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств допускается саморегулируемыми организациями в целях оказания поддержки членам саморегулируемых организаций в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Под словом «допускается» выражена гипотеза о возможности использования средств компенсационного фонда ОДО СРО, но никак не обязанность СРО использовать данный компенсационный фонд. В случае императивного закрепления законодателем обязанности использования средств КФ ОДО СРО формулировка бы закона звучала следующим образом: «17. До 1 января 2021 года в целях оказания поддержки членам саморегулируемых организаций в связи с распространением новой коронавирусной инфекции осуществляется предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких саморегулируемых организаций в соответствии с гражданским законодательством».

Необходимо также обратить внимание на следующую формулировку: «предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам  …. в соответствии с гражданским законодательством». Регулирование отношений, связанных с предоставлением займа осуществляется в соответствии с § 1. Заем Главы 42. Заем и кредит Гражданского кодекса РФ (часть 2). Согласно указанным нормам предоставление займа является договором, заключенным по обоюдному волеизъявлению сторон (об этом нам говорит пункт 3 статьи 154 ГК РФ «3. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка)».

Исходя из указанных норм Гражданского законодательства РФ, понудить к совершению сделки (выдаче займа) без наличия выраженной воли саморегулируемой организации не возможно. В противном случае сделка может быть признана ничтожной.

 Таким образом, использование средств КФ ОДО СРО для предоставления займов своим членам это право саморегулируемой организации, а не ее обязанность.

2) В целях реализации возможности использования права предоставления СРО займов из средств КФ ОДО необходимо принятие соответствующего решения саморегулируемой организацией, то есть выраженная воля саморегулируемой организации.

В соответствии с частью 5.1 статьи 55.10 Градостроительного кодекса РФ к исключительной компетенции общего собрания СРО относится установление правил размещения и инвестирования средств компенсационных фондов. Согласно пункту 2 части 5 статьи 55.16 ГрК РФ запрещено инвестирование средств КФ ОДО, разрешено только размещение.

Таким образом, для предоставления займов своим членам из средств КФ ОДО саморегулируемая организация обязана принять решение на общем собрании о возможности размещения средств КФ ОДО путем предоставления займов своим членам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55.10 ГрК РФ к исключительной компетенции общего собрания СРО отнесено установление порядка формирования компенсационных фондов (ВВ и ОДО). Порядок формирования компенсационного фонда включает в себя также определение формирования компенсационного фонда за счет дохода, полученного от размещения или инвестирования компенсационного фонда. Учитывая, что целями размещения КФ ОДО является сохранение и увеличение его размера, выдаваемые займы членам СРО не могут быть выданы беспроцентно – не будет выполнено условие увеличения КФ. В тоже время допускается установление % в размере от 0,1% до установленных предельных размеров % в соответствующем постановлении Правительства РФ.

И как следствие, на общем собрании членов СРО необходимо внести соответствующие изменения в положение о компенсационном фонде ОДО, регулирующем порядок формирования такого компенсационного фонда.

В соответствии с последним абзацем части 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами. Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена передача постоянно действующему коллегиальному органу управления СРО принятие решения об установлении правил размещения и инвестирования средств компенсационных фондов, что объяснимо: такие решения должны приниматься большинством участников саморегулируемого сообщества.

Часть 2

Часть 3

Комментарий

  1. Если я правильно понимаю, то принятый закон о займах членам СРО применить нельзя будет, так как нет возможности провести в СРО общие собрания?

Добавить комментарий для Иванов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*