Порядок формирования реестра членов СРО: поспешить, но не насмешить

studiostoks

Минстрой России необычайно оперативно подготовил проект постановления для обеспечения реализации положений Федерального закона № 447-ФЗ в части формирования единого реестра членов СРО и их обязательств. Не успели высохнуть на законе чернила президентской подписи, а на regulation.gov.ru уже представлен проект правительственного постановления по составу сведений данного реестра и порядку его формирования.

Согласно новым законодательным требованиям, состав сведений единых реестров членов СРО, которые сегодня ведут национальные объединения саморегулируемых организаций строительной сферы, должны быть дополнены сведениями о кадровом составе и об объеме договорных обязательств таких членов. Постановление должно определить состав этих сведений и порядок их внесения в реестр.

В части расширения состава сведений проект документа следует букве закона. Кроме сведений о членах СРО, предусмотренных Федеральным законом 315-ФЗ « О саморегулируемых организациях», единый реестр членов СРО в изысканиях, проектировании и строительстве дополнительно будет содержать:

  • Сведения о праве члена СРО выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства или функции технического заказчика, для осуществления которых членство в СРО является обязательным.
  • Сведения о праве члена СРО выполнять эти работы в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, в том числе по договорам, заключаемым конкурентными способами.
  • Сведения об уровне ответственности члена СРО по компенсационному взносу возмещения вреда.
  • Сведения об уровне ответственности члена СРО по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
  • Сведения о фактическом совокупном размере обязательств члена СРО на текущую дату, соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, по договорам подряда на осуществление сноса, по договорам на осуществление функций технического заказчика, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров.
  • Сведения о наличии у члена СРО по месту основной работы специалистов, сведения о которых внесены в Национальный реестр специалистов (соответственно по организации инженерных изысканий, по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства) с указанием идентификационных (реестровых) номеров, их фамилии, имени, отчества (при наличии).

С точки зрения существующих единых реестров членов СРО, из формы реестра предлагается исключить отдельное отображение сведений о праве члена СРО выполнять работы в отношении объектов использования атомной энергии и дополнить реестр сведениями о совокупном размере договорных обязательств и идентификационными данными специалистов, включенных в НРС.

Очевидно, что порядок формирования этих разделов реестровой карточки члена СРО вызывает наибольший интерес.

В схеме, предложенной Правовым департаментом Минстроя России, сведения о совокупном размере своих обязательств член СРО будет вносить в единый реестр самостоятельно. При этом информация должна быть внесена не позднее пяти рабочих дней с момента изменения размера обязательств (т.е. со дня заключения, изменения, расторжения, исполнения договора). Такие сведения должны содержать информационные ссылки на документы и материалы, размещенные в государственных информационных системах (ГИС). В течение пяти рабочих дней после внесения данных сведений в реестр, саморегулируемая организация должна назначить и провести в отношении такого члена проверку (вопрос о том, может ли внесение в реестр сведений быть основанием для внеплановой проверки со стороны СРО, оставим экспертам).

Проект постановления предусматривает, что идентификационные сведения о специалистах, включенных в НРС, саморегулируемая организация вносит в единый реестр самостоятельно – в день вступления в силу решения о принятии ИП или юридического лица в члены СРО. Также самостоятельно СРО вносит и изменения в эти сведения. Для их размещения правовой департамент предлагает довольно мягкий регламент – «в течение 5 рабочих дней со дня установления факта их изменения».

Очевидно, что ответственность за достоверность сведений единого реестра несет лицо, которое вносит в него сведения в соответствии с установленным порядком. Поэтому внесение в реестр сведений и изменений должно быть заверено усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и содержать дату и реквизиты документа, на основании которого оно произведено.

Сведения единого реестра, доступ к которым ограничен федеральными законами, раскрытию на официальном сайте не подлежат. Из логики документа следует, что член СРО должен внести в реестр сведения обо всех своих договорах, но если сведения о них раскрытию не подлежат, в открытой части реестра они отражаться не будут. Таким образом, можно предположить, что все специалисты имеющие доступ к закрытой части реестра должны иметь соответствующие допуски.

Общественное обсуждение проекта НПА предполагает получение обратной связи от заинтересованных лиц, и она наверняка будет разработчиками получена. Тем более, что руководитель ответственного за его разработку Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский хорошо знаком с работой института саморегулирования в строительстве, т.к. на протяжении ряда лет является членом Совета в обоих национальных объединениях СРО строительной сферы (НОСТРОЙ и НОПРИЗ).

Время для детального обсуждения и проработки предложенного Минстроем России документа у профессионального сообщества есть – единый реестр должен быть запущен 1 сентября 2022 года.

В завершение отметим, что проект постановления содержит серьезный задел для будущего использования единого реестра в системе государственных закупок. Согласно п.11 Порядка формирования реестра:

«Национальное объединение обеспечивает <…> информационное взаимодействие единого реестра с иными информационными системами, в том числе с единой информационной системой в сфере закупок, через технологические интерфейсы в соответствии с соглашениями, заключенными Национальным объединением и операторами таких информационных систем».

В части информационной открытости и доступности к реестру будут применяться требования по обеспечению доступа к документам и информации, утвержденные частью 5 статьи 7 Федерального закона 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Напомним, что государственный контроль за деятельностью национальных объединений СРО строительной сферы осуществляет Минстрой России.

На regulation.gov.ru общественное обсуждение проекта постановления продлится до 9 февраля 2022 года.

Комментарии:

  1. Какой будет форма предоставления сведений о членстве СРО заказчику если выписки СРО отменят? Мне кажется одним реестровым номером тут не обойтись. Или я ошибаюсь?

    1. А как вы реестровый номер то представите? И кстати выписки не только их реестра членов СРО пропадут, но и из единого реестра сведений о членах СРО их тоже не будут выдавать.

      Есть конечно один вариант — это предоставлять скриншот заверенный из единого реестра, но будут ли его принимать госзаказчики?

    2. Даже если заказчиков обяжут проверять соответствие участника требованиям о членстве в СРО в реестре самостоятельно, им все равно потребуется некий подтверждающий документ на дату такой проверки (на дату конкурса). Норм вариант — автоматическое формирование выписок с ЭП как из ЕГРЮЛ

    3. У нац. объединений сохраняется право предоставлять сведения из реестра (считай выдавать выписку).

      1. Это в какой норме?

        Право предоставления сведений — оно есть всегда, можно предоставлять, а можно не предоставлять, а вот есть ли обязанность?

        1. зато, при отсутствии обязанности и установленного порядка, сведения можно предоставлять и платно 😉

  2. «из состава сведений предлагается исключить сведения о праве члена СРО выполнять работы в отношении объектов использования атомной энергии»

    Учим матчасть:
    ГрК РФ Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
    1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
    1) объекты использования атомной энергии

  3. Идея в том виде, как она есть — утопична. Вот вам сухие цифры.
    Сейчас в единых реестрах членов на сайтах нац. объединений настроен доступ у 395 СРО (171 + 224).
    После предлагаемых изменений, нац. объединения должны будут создать ЛК и раздать доступ 163 336 юрлицам-членам этих СРО, от которых взамен должен будут получить открытый сертификат ЭП и интегрировать его в свою систему…

    Миссия невыполнима в наших реалиях! Это раз. Два, никто из членов СРО не захочет на добровольных началах заполнять данными о своих обязательствам.

    Самый верный способ создать НАСТОЯЩИЙ Единый реестр, это сделать взаимный обмен данными между Единой информационной системы в сфере закупок и реестрами нац. объединений.

    1. Никто не мешает СРО оформить поручение или доверенность члена на внесение соответствующих сведений, и все остаётся как есть сейчас.

      Относительно добровольности — у членов есть обязанность предоставлять данные по договорам раз в год в порядке установленном Минстроем (ч.4.ст.55.8 ГрК). СРО с большим удовольствием будут стричь дисциплинарку с членов, такие сведения не направляющих.

      1. СРО оформить поручение или доверенность члена на внесение соответствующих сведений

        Не получиться.

        Единый реестр Нострой работает так, что принимает изменения строго подписанные ЭП юридического лица и чтоб реализовать Вашу схему, члены СРО должны будут передать свою ЭП кому-то из сотрудников СРО. Ту ЭП с которой технически можно, сменить владельца юрлица. Никто из юрлиц таких полномочий не передаст СРО.

Добавить комментарий для Олег Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*