Минэкономразвития практически полностью переписало законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Прежней осталась лишь основная идея проекта – переход от карательного к профилактическому и риск-ориентированному подходам.
Как сообщает издание «Коммерсантъ», в распоряжении которого оказался отредактированный законопроект, наиболее радикальное изменение коснулось понимания процесса контрольно-надзорной деятельности. Изначально проект устанавливал, что все мероприятия (за исключением экстренных) могут проводиться только после открытия контрольно-надзорного производства, описанного в отдельной главе. Теперь эта глава исключается, регулирование в основном затрагивает именно мероприятия. Изменен и перечень профилактических мер, из него вычеркнуты выдача рекомендаций и выпуск руководств по соблюдению требований, а также профилактическое сопровождение, перечень стал закрытым: информирование, обобщение практики, меры стимулирования добросовестности, предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит.
Ужесточен подход к негосударственным формам контроля. Ранее предполагалось, что законом могут быть предусмотрены случаи замены госконтроля контролем саморегулируемых организаций в отношении своих членов, теперь для этого им необходимо заключать с госконтролерами соглашения.
Наконец, из проекта исключена возможность освобождения от контроля компаний, у которых застрахованы риски причинения вреда – теперь это лишь свидетельство их добросовестности. Изначально это положение критиковалось депутатами, тогда как с исключением этой нормы не согласны представители бизнеса, уверенные, что страховщики не заинтересованы в убытках, а потому тщательно проверяют страхуемые объекты.
Напомним, что законопроект №850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» был принят в первом чтении еще в апреле текущего года. В конце мая, в рамках рассмотрения законопроекта во втором чтении, документ столкнулся с критикой аппарата правительства. Предельный срок установления поправок был сдвинут на 15 июня, однако новая редакция законопроекта на сегодняшний день не обнародована.
Похожим образом события развиваются и в случае с законопроектом №851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». В паре эти два законопроекта задуманы как ключевые документы долгожданной реформы контрольно-надзорной деятельности.