Отраслевые СРО: иногда они возвращаются

studiostoks

Комитет НОСТРОЙ по строительству объектов топливно-энергетического комплекса одобрил концепцию законопроекта, предусматривающего отказ от регионального принципа членства в СРО для организаций в области ТЭК и атомной энергетики.

Как сообщил председатель комитета Виктор Опекунов на очередном заседании Совета НОСТРОЙ, в ноябре прошлого года ранее Комитет Государственной Думы по энергетике создал рабочую группу по внесению изменений в законодательство в области саморегулирования в топливно-энергетическом комплексе и атомной энергетике.

Рабочая группа подготовила законопроект, который уже одобрен Минэнерго России, Минэкономразвития России и Ростехнадзором и направлен в координационный совет по законотворческой деятельности фракции «Единая Россия», а также в экспертно-консультативный совет по совершенствованию законодательства в сфере экономической политики, промышленности и науки. Заметим в скобках, что Минстрой России законопроект не поддержал.

Инициаторы поправок напомнили, что Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел региональный принцип формирования саморегулируемых организаций в строительстве, а также отменил обязательное членство в СРО подрядных организаций. Кроме того, были отменены Перечень видов работ и требований к допуску и Свидетельства о допуске к работам.

Для саморегулируемых организаций в атомной, нефтегазовой и электроэнергетических отраслях принятие закона имело самые печальные последствия:

  • дезинтеграция строительных комплексов, сформированных в составе отраслевых СРО;
  • разрыв единого нормативно-технического пространства;
  • утрата контроля и надзора за подрядными организациями;
  • утрата единых подходов к обеспечению строительных площадок квалифицированным персоналом.

Участники профессионального сообщества отметили, что вышеперечисленные факторы привели к увеличению числа аварий, снижению качества строительства и увеличению производственного травматизма. Кроме того, наблюдается резкое снижение количества специализированных организаций, выполняющих работы, влияющие на безопасность объектов ТЭК и атомной энергетики, а также отсутствие взаимодействия застройщиков, подрядных организаций объектов ТЭК и атомной энергетики с региональными СРО.

Концепция законопроекта, разработанного рабочей группой Комитета Государственной Думы РФ по энергетике содержит ряд новелл, часть из которых при ближайшем рассмотрении оказывается «хорошо забытым старым»:

  • введение определения специализированных СРО в области ТЭК и атомной энергетики;
  • установление Перечня видов работ, которые оказывают критическое влияние на безопасность объектов ТЭК и атомной энергетики;
  • установление минимальных требований к выполнению таких видов работ;
  • обязательное членство в специализированных СРО подрядных организаций, выполняющих работы, указанные в Перечне;
  • порядок наделения членов специализированных СРО правом выполнения работ, указанных в Перечне;
  • порядок перевода средств КФ СРО при переходе из СРО в специализированные СРО;
  • порядок присвоения статуса специализированным СРО по представлению Минэнерго и Росатома;
  • установление требований к составу коллегиального органа управления специализированных СРО.

Напомним, что настоящий законопроект – уже не первая попытка участников профессионального сообщества вернуть отраслевой принцип членства в строительных саморегулируемых организациях. Так, летом 2017 года в Государственную Думу был внесен законопроект №201354-7, направленный на сохранение отраслевого принципа формирования саморегулируемых организаций в области атомной, электроэнергетической и нефтяной промышленности. Тогда законопроект поддержали Комитет ГД РФ по энергетике и Правовое управление. Против принятия законопроекта высказались Правительство РФ и Комитет по транспорту и строительству, заявившие, что именно отраслевые саморегулируемые организации монополизировали строительный рынок накануне его перезагрузки, «в том числе путём принудительного членства строительных компаний в таких организациях и ограничения допуска на рынок добросовестных компаний, не являющихся их членами». В результате законопроект №201354-7 был отозван субъектом права законодательной инициативы до его рассмотрения в первом чтении.

Судьбу нового законопроекта предсказать достаточно сложно. С одной стороны, доводы его авторов о снижении качества строительства на объектах ТЭК проиллюстрированы экологической катастрофой в Норильске, где из-за аварии на ТЭЦ этим летом в водоемы и почву попали десятки тысяч тонн разлившегося топлива, нанеся ущерб на сумму более 86 млн долларов. С другой стороны, по оценкам экспертов, следующим шагом после введения отраслевого принципа может стать появление нового национального объединения, подконтрольного отнюдь не Минстрою России, что приведет к перестройке действующей системы саморегулирования в строительстве. Предыдущий состав Правительства РФ систематически отказывал лоббистам отраслевых СРО в пересмотре реформы от 2017 года, в ходе которой был реализован региональный принцип членства в строительных саморегулируемых организациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*