Операторы НРС: перезагрузка под вопросом

dreamstime.com

Перезагрузка отношений НОСТРОЙ и операторов НРС очевидно буксует. С момента вступления нового регламента о порядке ведения НРС в силу прошло больше месяца, а данных о СРО, присоединившихся к договору поручения до сих пор нет.

Напомним, НОСТРОЙ потребовал от СРО имеющих статус оператора Национального реестра специалистов по организации строительства в срок до 4 октября 2020 года заполнить и направить заявления о присоединении к условиям договора поручения в целях осуществления функций оператора НРС. Согласно регламенту, о решении принятом по результатам рассмотрения заявлений президент НОСТРОЙ должен известить СРО в течение семи дней. По состоянию на 14 октября в соответствующем разделе официального сайта НОСТРОЙ ни у одного из операторов нет отметок в графе «Дата присоединения к условиям договора поручения». Учитывая, сколько усилий потратил НОСТРОЙ на пропаганду нового регламента и обучение специалистов СРО, простой халатностью сотрудников полное отсутствие данных о присоединении к договорам поручения на официальном сайте не объяснить. Также непонятно, почему не размещены сведения о СРО, все-таки направивших заявления, а такие наверняка есть.

Вместе с тем, после вступления в силу нового регламента лишилась права называть себя оператором НРС только одна СРО – отметка о прекращении полномочий оператора НРС от 09.09.2020 года стоит напротив АНП СРО «Строительный союз Калининградской области» (СРО-С-040-23092009). Но и здесь имеется неувязка и причины лишения статуса до конца не ясны, т.к. на сайте самой СРО до сих пор размещена информация о том что «Исполнительной дирекцией АНП «СРО «ССКО» осуществляются функции оператора Национального реестра специалистов в области строительства».

Возможных сценариев отсутствия на официальном сайте НОСТРОЙ сведений о присоединении СРО к условиям договора поручения видится три.

1.Не смотря на то, что регламент был принят больше двух месяцев назад, у саморегулируемых организаций могло не хватить времени на обеспечение выполнения всех условий договора поручения. Ведь Поручение на обработку персональных данных включает 12 пунктов оргмероприятий, в числе которых утверждение перечня должностей и работников, осуществляющих обработку персональных данных, установление системы   контроля доступа к системе персональных данных, обеспечение обособленного хранения персональных данных, организация осуществления  внутреннего контроля за соблюдением требований Закона о персональных данных и многое другое.

Вместе с тем, во многих СРО работающих с персональными данными специалистов НРС большая часть необходимых мероприятий давно проведена, да и утверждение ряда внутренних документов для опытных директоров СРО большой проблемой не является.

2.Правовой статус «оператор НРС» в системе ведения Национального реестра специалистов по организации строительства до сих пор толком не определен. И СРО, принимающие и направляющие документы специалистов в НОСТРОЙ, который по федеральному законодательству является держателем реестра, никакой ответственности за предоставляемые в рамках взаимодействия сведения не несут. Проверку достоверности сведений должен осуществлять держатель реестра — национальное объединение СРО.

НОСТРОЙ в рамках приведения работы по ведению реестра в соответствие с требованиями закона, предпринял попытку привести взаимодействие с СРО-операторам в рамки правового поля. В частности, теперь операторы обязаны установить у себя специальное программное обеспечение (СПО) для передачи электронных копий заявлений и приложенных к ним документов в НОСТРОЙ. При этом значительная часть ответственности за предоставленные в СПО сведения ложится на сами СРО. Очевидно, что СРО-операторы не спешат эту ответственность на себя принимать. Да и обеспечение выполнения требований безопасности требует пусть небольших, но финансовых затрат, что нравится далеко не всем.

Отметим, что на развитие НРС в смете НОСТРОЙ на 2020 год выделено 49,3 млн. рублей. Пятой части этих средств могло бы с лихвой хватить на обеспечение операторов необходимым ПО и лицензиями. Однако, в НОСТРОЙ считают, что СРО вполне способны справиться своими силами.

3.Согласно Поручению, саморегулируемые организации должны принять меры по обеспечению безопасности персональных данных в течение трёх месяцев со дня получения от НОСТРОЙ доверенности, подтверждающей полномочия СРО в качестве оператора Национального реестра специалистов. Не исключено, что НОСТРОЙ планирует публиковать сведения о присоединении СРО к условиям договора присоединения только после предоставления документов, подтверждающих выполнение всех предписанных условий.

Вместе с тем, в предложенной правовой конструкции, кроме заявления СРО для присоединения к договору поручения ничего не нужно, да и переходный период на введение требований обновленного регламента установлен до 3 октября 2020 года. Очевидно, что операторы уже десять дней, как должны работать по новым правилам.

Согласно сведениям сайта НОСТРОЙ в настоящее время полномочиями оператора наделены 143 строительные саморегулируемые организации*. По действующему регламенту в их полномочия входит проведение формальной экспертизы заявительных документов специалистов, внесение этих сведений в СПО и их передача на рассмотрение в НОСТРОЙ.

За систематическое ненадлежащее исполнение полномочий оператора, СРО могут этого статуса лишить. Повторное предоставление саморегулируемой организации полномочий оператора возможно не ранее чем через шесть месяцев со дня принятия решения о прекращении полномочий.

В завершение отметим, что описанные выше обстоятельства никак не мешают внесению в НРС сведений – 12 октября 2020 года реестр пополнился на 622 записи о специалистах, имеющих право заниматься организацией строительства. В настоящее время НРС по организации строительства содержит сведения о 218 816 специалистах.

Pro Sro


*СПО — специальное программное обеспечение для передачи электронных копий заявлений и приложенных к ним документов от оператора НРС в АИС НРС НОСТРОЙ.

**на момент публикации СРО-операторов уже 145 — 14 октября полномочия оператора НРС получили Ассоциация «СРО «Межрегиональное объединение строителей» (Москва, СРО-С-002-18032009) и Ассоциация «Орловское региональное объединение строителей»(Орёл, СРО-С-213-30032010).

Комментарии:

  1. Автор явно лукавит. Просто сро подписавших заявления считанные единицы. Думаю на ближайшем совете ситуация должна как то прояснится.

  2. Автор лукавит. Суть механизма, который придумали для НОСТРОЙ (это явно некое третье лицо, …тошки бы не додумались): переложить всю ответственность, в том числе за ранее внесенные сведения НРС, на СРО, в том числе по соблюдению 152-ФЗ, а также, о чем умалчивает автор и НОСТРОЙ — согласно данному механизму иски об обжаловании отказов во включении НРС НОСТРОЙ сможет переадресовывать в СРО. Вуаля, весь этот шлак под названием НРС, который НОСТРОЙ никак не хотел видоизменять по предложениям проф.сообщества, его создатель и выгодоприобретатель, снявший все сливки (НОСТРОЙ), вместе с ответственностью и с обязанностями нострой перекладывает на СРО.

    1. Согласен. И все-таки хотелось бы посмотреть на героев кроме МОС и орловцев, которые на это уже подписались 😉

Добавить комментарий для Старый Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*