Оценка квалификации: готовимся к лучшему

Свежий взгляд

На прошлой неделе стало известно о законодательной инициативе по введению обязательной оценки квалификации специалистов, сведения о которых подлежат внесению в НРС по организации проектирования, инженерных изысканий и строительства. На что в свете этой новости стоит обратить внимание профессиональному сообществу, поразмыслил один из наших читателей. Орфография авторская.


На любые перемены в регулировании наши люди традиционно реагируют настороженно. С одной стороны, это объяснимо и во многом оправдано. С другой, эмоциональная реакция зачастую мешает конструктивному диалогу и застит глаза, мешая увидеть очевидную суть.

Речь о независимой оценке квалификаций и её движении в направлении обязательной процедуры для специалистов, чья работа связана с потенциально опасными сферами деятельности.

Стоит вспомнить, что сам институт независимой оценки квалификации появился как реакция государства на трэш и бардак в сфере обязательного повышения квалификации. Торговля корочками, выдача свидетельств без реального обучения, да и само обучение, если таковое проводится, в половине случаев не приносит специалистам ничего, кроме возможности пару дней не ходить на работу. Все это продолжается и сейчас, и нет необходимости кого-либо убеждать, что для развития отраслевого кадрового потенциала это не очень хорошо.

Для решения этой конкретной проблемы в свое время был принят закон о независимой оценке квалификации, был создан Национальный совет по профессиональным квалификациям при президенте РФ, начата реформа стандартизации профессиональной деятельности и т.д. Плановая и поступательная работа по реализации ранее принятых решений ведется с 2015 года – и в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» с 01 июля 2019 года, независимая оценка квалификации стала добровольным и единственным способом подтверждения квалификации работников, если иной порядок не предусмотрен в ТК РФ или специальных НПА.

В прошлом году на встрече в Общественной палате РФ, на практической конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство» и на других площадках в числе многих других проблем НРС мы с вами обсуждали два момента: (1) формальность требований, предъявляемых к специалистам, сведения о которых включены в Национальные реестры специалистов по организации инженерных изысканий, строительства и архитектурно-строительного проектирования, (2) и необходимость дополнительной оценки, а точнее, подтверждения реальной квалификации включенных в реестры специалистов. В целом сошлись на том, что другой альтернативы для подтверждения квалификации, кроме независимой оценки квалификации специалистов НРС, у нас просто нет.

С точки зрения чиновников, наполнение НРС специалистами, соответствующими формальным требованиям, сейчас завершено. На начало 2020 года порядка 315 тысяч специалистов, включенных в НРС всех трех видов, формально обеспечивают кадровую потребность более 148 тысяч членов СРО строительной сферы. Отсюда можно сделать три вывода: (1) все те, кто был обязан и хотел подать документы в НРС, туда уже включены, (2) введение института НРС не оказало существенного влияния на исполнение госзаказа – во всяком случае, рынок не рухнул. (3) Более того образовался некоторый запас прочности для сокращения количества специалистов НРС по тем или иным критериям. Соответственно, задачи первого этапа – формирования и наполнения НРС – исполнены, и пора двигаться дальше.

Полагаю, эти цифры и стали главным основанием для внесения в Госдуму законопроекта о введении обязательной НОК для специалистов НРС. Пояснительная записка к законопроекту содержит еще рад аргументов, раскрывающих как мотивы чиновников, так и цели его принятия. Но основных мысли две – система повышения квалификации не заслуживает доверия, а проверять квалификацию ответственных работников как-то надо.

Другими словами, введение обязательной оценки квалификации для специалистов, сведения о которых включены в НРС, представляется и для чиновников, и для законодателей, и для большей части профсообщества логичным и неизбежным шагом. Во всяком случае, это гораздо более логичный шаг, чем введение для специалистов НРС государственной аттестации, как предлагали некоторые.

Из позитивных моментов стоит отметить, что нам пока не грозит одномоментное введение обязательной НОК для всего инженерного и рабочего персонала, занятого на стройках. И, судя по тексту законопроекта, сроки для проведения оценки квалификации будут хотя и сжатыми, но разумными.

Именно на этих позитивных моментах (на алгоритм реализации которых мы можем реально повлиять) и стоит сосредоточиться. Особенно с учетом того, что возможности выпускания пара на публичных обсуждениях и личного обмена мнениями сейчас ограничены.

Наши СПК находятся в прямом ведении НОСТРОЙ и НОПРИЗ, соответственно, в наших силах внимательно посчитать экономику внедрения НОК и не допустить злоупотреблений при её реализации. Второй очень важный момент – нужно обеспечить постепенность введения обязательных требований, чтобы и у нас, и у наших членов было время и возможность перестроиться для их исполнения. В-третьих, дальнейшее расширение сферы обязательного применения НОК напрямую зависит от готовности нормативной и организационной базы. Соответственно, сейчас никак нельзя упускать из виду процесс формирования планов по разработке профессиональных стандартов и определения приоритетов при их формировании.

В завершение напомню о протокольном решении Президиума Общественного совета при Минстрое России от 16 октября 2019 года о необходимости обязательной оценки квалификации для специалистов, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности предоставляемых потребителям ресурсов и услуг. Кроме того, в поддержку изменений в Градостроительный кодекс <законопроект № 934502-7> в части введения обязательности независимой оценке квалификации, для лиц, информация о которых подлежит внесению в национальные реестры специалистов, высказался председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин. Оба документа уже поступили в профильный Комитет ГД.

С уважением, С.Г.

 


От редакции. Напоминаем пытливым читателям, что мы всегда с удовольствием публикуем присылаемые вами материалы. Ждем их на почту mail@pravdaosro.ru и в форму обратной связи.

Комментарии:

  1. Ещё проще. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 г. №584 предусматривает обязательность применения профессиональных стандартов для бюджетных организаций с 1 января 2020 года. Следующий шаг — подтверждение соответствия.

    1. Ирина, прямой связи тут нет. Это параллельные процессы не требующие никакой синхронизации.

  2. И что теперь делать с квалификационными стандартами? Их что, выбросить? Или это взамен их? АУ!

Добавить комментарий для Алексей М. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*