Действующая процедура заочного голосования участников окружных конференций СРО по проектам различных документов существенно ограничивает возможности выработки коллегиальных решений. Простое заполнение опросных листов полностью исключает этап обсуждения документов и внесения предложений до итогового голосования.
Пандемия коронавирусной инфекции внесла весомые коррективы в части организации всевозможных заседаний, конференций и семинаров. Во-первых, увеличилась доля мероприятий, проводимых в форме заочного голосования, что сократило, а в ряде случае свело к нулю возможности для обсуждения спорных вопросов. Во-вторых, очные заседания практически полностью переместились в онлайн-пространство. Наконец, в-третьих, зачастую возможности участия в мероприятиях представителей средств массовой информации оказались существенно ограничены.
17 декабря начинается предновогодний марафон окружных конференций Национального объединения строителей, на которых координаторы НОСТРОЙ планируют утвердить план и бюджет своей деятельности в будущем году. Из четырех конференций, анонсы которых уже опубликованы на официальном сайте НОСТРОЙ, лишь одна (для СРО, зарегистрированных в Центральном Федеральном округе) состоится в формате видеоконференцсвязи. Три другие – для саморегулируемых организаций, зарегистрированных в Москве, Уральском и Северо-Западном Федеральных округах – мероприятия состоятся в форме заочного голосования.
Полагаем, это неслучайно: у саморегулируемых организаций накопилось немало вопросов к первым лицам Национального объединения строителей, и в некоторых округах участники профессионального сообщества не смущаются их задавать. Достаточно вспомнить систематическую (1, 2, 3) публичную критику директора Ассоциации СРО «Строители Ленинградской области» Владимира Кобзаренко в адрес функционеров НОСТРОЙ и проводимой ими политики. Уверены, что и в этот раз оппозиционер всея Ленинградской области не постеснялся бы уточнить, скажем, чем вызвано столь существенное увеличение суммы средств, предназначенных на координационную работу (68,8 млн в 2021 году против 50 млн в текущем году), в наше мятежное время, когда для организации мероприятий не требуется ни аренды помещения, ни печати раздаточного материала, ни авторучек с логотипом НОСТРОЙ.
Впрочем, это детали. Главная мысль настоящей заметки проста и незатейлива: новым временам требуются новые регламенты. Логичной представляется идея организации трехэтапных окружных конференций. На первом этапе саморегулируемые организации могли бы направлять координаторам свои замечания и предложения на проекты документов, на втором – голосовать за наиболее здравые из них, на третьем – утверждать финальную редакцию документов, скорректированных в соответствии с замечаниями участников профессионального сообщества. Пытливый читатель заметит здесь сходство с процедурой проектов нормативных правовых актов на соответствующем портале, которая за несколько лет существования доказала свою адекватность.
Правдорубы уверены, что данная идея заслуживает быть включенной в особое мнение какого-нибудь неравнодушного саморегулятора. Мы не строим иллюзий, что она заинтересует действующую администрацию НОСТРОЙ (за исключением г-на Карпова, который не упустит возможности получить финансирование на разработку общественно-полезного ПО), но процессы, запущенные пандемией, очевидно останутся с нами и после смены руководящего состава Национального объединения. Таким образом, процедура удаленной выработки коллегиальных решений, которая позволит учесть мнение всех участников саморегулируемого сообщества, рано или поздно будет востребована.
Если ввести поэтапный порядок принятия решений, тогда и перечень вопросов, которые можно решать заочно можно будет существенно расширить. Поправки в регламент окружных конференций можно внести.
Уже вносят. На Совет НОСТРОЙ 21.12 вынесен вопрос о регламенте окружных конференций.