НОСТРОЙ собрался крутить гайки

studiostoks

Совету Национального объединения строителей предложено принять решение о коренном пересмотре порядка взаимодействия НОСТРОЙ со строительными СРО – его членами.

Концепция нового порядка взаимодействия была представлена на заседании Совета НОСТРОЙ, состоявшемся 22 ноября 2021 года, и отражена в опубликованном 29 ноября протоколе. Но по порядку.

Участникам саморегулирования в сфере строительства хорошо известны нормы Градостроительного кодекса РФ (ст. 55.20), которыми определен порядок взаимодействия национального объединения и СРО в случаях выявления в деятельности СРО нарушений обязательных требований. И НОПРИЗ, и НОСТРОЙ этими нормами пользуются уже много лет и до сих пор ни у кого никаких вопросов по поводу порядка их применения не возникало.

Однако в октябре этого года президент НОСТРОЙ Антон Глушков дал председателю Научно-консультативной комиссии (НКК) Максиму Федорченко протокольное поручение провести анализ нормативных актов, регламентирующих взаимодействие возглавляемого им национального объединения и строительных СРО — членов объединения с целью установления правовых оснований такого взаимодействия. Стоит ли говорить, что результатом проведенного анализа стала не только презентация упомянутых выше норм Градкодекса России? Руководитель НКК НОСТРОЙ не просто процитировал законодательство, а предложил принципиально новую схему реализации такого взаимодействия, которая не только предполагает расширение круга его участников, но и свежие идеи по дисциплинарному воздействию на строительные СРО.

Представленная Максимом Федорченко концепция взаимодействия подразумевает, что:

  • авторами жалоб на нарушения в деятельности строительных СРО должны стать назначаемые президентом НОСТРОЙ окружные координаторы.
  • рассматривать эти жалобы будет не исполнительный орган нацобъединения, а Комитет по регламенту и саморегулированию, который получит полномочия давать дирекции НОСТРОЙ поручения по проведению проверок деятельности СРО и направлению в СРО предусмотренных Градкодексом запросов.
  • тот же комитет будет рассматривать итоги проведенной дирекцией проверки деятельности СРО, ответы СРО и принимать решение о начале процедуры подготовки заключения о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра.

Еще одна рационализаторская идея касается внесения изменений в форму Единого реестра членов СРО, в котором предлагается одновременно с направлением в СРО соответствующего уведомления публиковать сведения о выявленных дирекцией нарушениях. По мнению Максима Федорченко, такая практика позволит НОСТРОЙ «повлиять на прием новых членов в состав СРО, в деятельности которых имеются нарушения законодательства РФ». Как следует из предложенного порядка действий, влиять на потенциальных членов Комитет по регламенту и саморегулированию будет еще до того, как СРО исправит нарушения или ответит на обязательный к исполнению запрос.

Судя по протоколу, президент НОСТРОЙ Антон Глушков предложил членам Совета принять представленную концепцию к сведению. Однако очевидно, что намерения по ее реализации глава НОСТРОЙ имеет самые серьезные, т.к. Максиму Федорченко совместно с Комитетом по регламенту и саморегулированию поручено, не откладывая в долгий ящик, подготовить проекты изменений во внутренние документы НОСТРОЙ, которые позволят приступить к реализации нового порядка взаимодействия. Изменения потребуется внести:

  • в Положение о комитете по регламенту и саморегулированию НОСТРОЙ;
  • в Положение о координаторе НОСТРОЙ;
  • в Порядок подготовки и утверждения заключений, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

Вероятно, в целях реализации риск-ориентированного подхода в контрольной деятельности НКК также подготовит табличку с распределением нарушений в деятельности СРО по степени тяжести.

«…подготовить проект документа о порядке определения степени тяжести нарушений, допущенных саморегулируемой организацией, достаточных для принятия решения Комитетом по регламенту и саморегулированию для начала процедуры подготовки заключения об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра». Протокол Совета НОСТРОЙ от 22.11.2021 г. Из выступления А.Глушкова.

В завершение отметим, что координаторы могут сообщать о нарушениях не только действующего законодательства и федеральных НПА, но и внутренних документов НОСТРОЙ. Пока в концепции упомянут только один такой документ — Кодекс чести руководителя саморегулируемой организации, который предлагается реформировать в Кодекс этики.

Не гадая о мотивах президента НОСТРОЙ, давших старт столь основательной реформе внутреннего порядка, предлагаем задаться вопросами, связанными с ее будущей реализацией. Например, если обращения о выявленных нарушениях будут формировать координаторы НОСТРОЙ, значит ли это, что они же будут осуществлять мониторинг деятельности СРО? Приведет ли это к уменьшению раздутого штата дирекции НОСТРОЙ и как отразится на размере бюджетов, выделяемых на координационную работу? Ведь очевидно, что у московского координатора Александра Ишина будет вдвое больше работы по этому направлению, чем, скажем, у координатора по Сибирскому Федеральному округу Максима Федорченко. (Тут впору вспомнить старую инициативу Андрея Таушева о распределении бюджетных средств пропорционально количеству зарегистрированных в округах СРО). Будет ли применяться тот же порядок в отношении обращений, поступивших от Ростехнадзора, или их будет ожидать какая-то иная процедура?

Уверены, что руководители СРО предложат еще целый ряд вопросов, отвечать на которые, так или иначе, придется исполнительному органу НОСТРОЙ.

Проекты изменений во внутренние документы НОСТРОЙ будут представлены Максимом Федорченко 16 декабря 2021 года в ходе очередного заседания Совета НОСТРОЙ, запланированного к проведению в Великом Новгороде.

В завершение отметим очевидное – в случае утверждения предложенной концепции существенно усилится политическое влияние членов Комитета по регламенту и саморегулированию и курирующего его деятельность вице-президента НОСТРОЙ (заметим в скобках, что речь снова идет об Александре Ишине), а возглавляемые ими саморегулируемые организации неизбежно попадут в привилегированное положение. Напомним, что в состав комитета входит 20 представителей саморегулируемого сообщества, в числе которых и сам Максим Федорченко, и хорошо известные в профессиональной среде Валерий Мозолевский, Ирина Умеренкова, Александра Белоус, Светлана Герасименко, Анатолий Хвоинский и другие.

Какие плоды принесет затеянная предприимчивыми сибиряками локальная революция в отношениях СРО и НОСТРОЙ, покажет время.

Комментарии:

  1. А кто ж тогда будет мониторить деятельность СРО Координаторов? И в случае нарушений этими СРО направлять обращения о нарушениях?

  2. Странная конструкция. СРО выбрали президента и доверили ему осуществление контроля равных прав, а он берет и передоверяет эту функцию обратно. При чем — заинтересованным лицам. И кто же тогда в итоге будет отвечать за принятые решения и за чистоту мониторинга?!

    Если выборный единоличный орган не хочет нести возложенную на него отвественность, может на кого другого её перевозложить

  3. Может и неплохо, что координаторов возьмут «в долю»…только их выборными надо делать тогда, а не назначаемыми, и будет норм 😉

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*