НОК: всё идёт по плану

uzenzen

Робкие надежды отдельных участников рынка на то, что независимая оценка квалификации в связи последними событиями будет отложена в долгий ящик, не оправдались. Процесс, начавшийся ни шатко ни валко, наконец встал на прямые рельсы и начал разгоняться.

Согласно Стратегии развития национальной системы квалификации Российской Федерации на период до 2030 года, первый этап развития профессиональных квалификаций должен завершиться уже до конца 2024 года. Этот этап включает создание инфраструктуры НОК, создание профессиональных стандартов для большинства видов деятельности и переориентацию системы высшего и среднего профессионального образования на профессиональные стандарты в качестве основы для образовательных программ и процедур оценки образовательной деятельности. В системе государственной аккредитации профессионального образования должен быть обеспечен учет оценки качества подготовки выпускников в соответствии с профессиональными стандартами и иными требованиями рынка труда в качестве одного из ведущих показателей.

8 июля 2022 года председатель Национального агентства развития квалификаций Александр Шохин утвердил Приоритетные направления развития системы независимой оценки квалификации на период до 2024 года.

Приоритетные направления ориентированы на решение следующих основных задач:

  • повышение востребованности инструментов и механизмов НОК;
  • повышение качества услуг проведения НОК;
  • развитие финансовой модели НОК с учетом необходимости оптимизации стоимости процедур НОК, расширения возможностей финансирования НОК со стороны заинтересованных лиц и работодателей;
  • обеспечение организационных предпосылок расширения масштабов НОК.

Для решения указанных задач предполагается, в том числе, расширить объемы бюджетного финансирования, предоставляемого на разработку оценочных средств, ускорить административные процедуры разработки профессиональных стандартов и квалификаций, создать условия для дальнейшего увеличения количества центров оценки квалификации (ЦОК), расширить географию присутствия ЦОК и экзаменационных площадок.

В целях обеспечения контроля за надлежащим качеством оценочных средств предусмотрено введение процедуры апробации оценочных средств на постоянной основе, которая предполагает проведение тестовых профессиональных экзаменов, обобщение и анализ их результатов и оценку на этом основании валидности и надежности оценочного инструментария. В этой связи предлагается восстановить финансирование апробации оценочных средств через субсидию Национальному агентству развития квалификаций.

Ряд мероприятий касается развития финансовой модели НОК. В этой связи предполагается предоставить Советам по профессиональным квалификациям право определять методику расчета стоимости профессионального экзамена, разрабатывать общие методические рекомендации по установлению тарифов при проведении НОК. Кроме того, расходы по проведению НОК физических лиц будут отнесены к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, услуги по проведению НОК будут освобождены от НДС, на данные расходы будет распространяться налоговый вычет по НДФЛ.

Наконец, предполагается устранить административные барьеры в финансировании НОК для государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, в отношении продукции которых цены регулируются государством.

Отметим, что по-прежнему нет ответа на вопрос, кто будет финансировать независимую оценку квалификации. При этом, многие участники профессионального сообщества полагают, что профессиональную подготовку кадров, в том числе проведение профессионального экзамена, должны оплачивать работодатели, которые непосредственно заинтересованы в наличии квалифицированных кадров. В строительной отрасли, где обязательная независимая оценка квалификации специалистов, внесенных в национальные реестры специалистов, начнется уже 1 сентября текущего года, раздаются отдельные голоса, предлагающие отнести финансирование на счет саморегулируемых организаций. При этом, некоторые из них уже закладывают эти расходы в сметы на текущий год впрочем, речь идет о единичных случаях). Добавим также, что стоимость экзамена на подтверждение профессиональной квалификации на сегодняшний день составляет 12-15 тысяч рублей.

Утверждение приоритетных направлений развития системы независимой оценки квалификации для участников профессионального сообщества, во-первых, означает, что развитие национальной системы квалификации происходит в полном соответствии со стратегическими планами; во-вторых, дает центрам оценки квалификации возможность представить свои предложения для донастройки системы.

Согласно Стратегии развития национальной системы квалификации Российской Федерации на период до 2030 года, в 2025 году стартует второй этап развития системы профессиональных квалификаций, который будет включать дальнейшее масштабирование институтов национальной системы квалификаций. Будет проведена тонкая настройка системы при оптимальном сочетании механизмов саморегулирования и административного воздействия. Результаты наиболее успешных практик в области независимой оценки квалификации, кадрового обеспечения развития отраслей и регионов, взаимодействия работодателей и образовательных организаций получат широкое распространение.

Уточненные приоритеты, направления и показатели развития национальной системы квалификаций Российской Федерации закрепят в Плане мероприятий (дорожной карте) развития национальной системы квалификаций до 2030 года.

Комментарий

  1. Так много возни вокруг этих НОК.
    Все же понимают, что если не будет отложено вступление в действие пункта о НОК, то уже в 00 часов 01 минуту 1 сентября 2022 года, любое физическое лицо состоящее в НРС и не прошедшее независимой оценки квалификации, перестанет соответствовать требованиям о включении в НРС*.
    Это архисерьезная бюрократическая проблема (читай финансовая нагрузка), с которой могут столкнуться добросовестные строители и проектировщики.

    Другой вопрос, обязаны ли СРО контролировать наличие у физлиц независимой оценки квалификации? Дураку понятно, что нет!
    Для примера, какие СРО сейчас проверяют норму статьи 55.5-1. в части наличия стажа работы на инженерных должностях не менее чем три года? Никакие!
    А какие СРО собираются (и как?!) проверять отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления? Никакие!
    Потому что ст. 55.5-1., это «огород» не для СРО. Физлицо включено в НРС — значит оно соответствует, физлицо перестало соответствовать требованиям — его исключили из НРС.
    Удел СРО проверять есть физлицо в НРС или нет. И все!

    *В редакции 447-ФЗ, статья 55.5-1. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства, выглядит так:
    10. Сведения о физическом лице включаются в национальные реестры специалистов на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям:
    4) не реже одного раза в пять лет прохождение независимой оценки квалификации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*