НОК, НРС и немного прокторинга

Лучший прокторинг для специалистов!

С января 2020 года НОСТРОЙ займётся разработкой и тестированием программно-аппаратного комплекса по обеспечению функционирования системы независимой оценки квалификаций в строительстве. По чьей воле в НОСТРОЙ появился «План мероприятий по определению и разработке материально-технической базы для функционирования системы независимой оценки квалификации и профессионально-общественной аккредитации в строительстве», размышляет один из участников XVIII Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в строительстве.


В ситуации, когда верхи не могут, а низы не хотят, решения по использованию бюджета принимает исполнительная дирекция. Именно такую картину продемонстрировали члены, руководители и сотрудники Национального объединения строителей в ходе мероприятий XVIII Всероссийского съезда.

С самого начала своего существования система саморегулирования в строительстве не была прозрачна для посторонних. Чем в действительности занимаются СРО и их Национальные объединения в 2010-2015 гг., не всегда понимали даже их собственные сотрудники. Но в последние пару лет любая попытка человека со стороны проникнуть в суть процессов, протекающих внутри системы, гарантированно обречена на провал.

Дело в том, что члены первого состава Совета НОСТРОЙ, которые в этот понедельник поднимались на сцену съезда для получения наград, десять лет назад еще могли прямо смотреть друг другу в глаза, имели общие цели и общее понимание содержания деятельности создаваемого ими объединения. Мы помним, что впоследствии были и перегибы, и злоупотребления, но возникающие вопросы участники саморегулирования решали и обсуждали лицом к лицу. Не теряя взаимного уважения и по правилам, если не морального кодекса руководителя СРО, то в рамках простых приличий и неписанных аппаратных правил. Непрозрачное освоение общественной кассы могло стоить не только репутации, но и места в системе, поэтому любые затраты обосновывались коллегиальными решениями и под каждой инициативой стояла подпись.

Сегодня отношения и интересы участников саморегулирования в стройке не просто ушли в тень, но погрузились в беспроглядную тьму. В силу объективных обстоятельств и ряда внутренних компромиссов, на которые пошли участники института саморегулирования из соображений самосохранения, пресловутое «системное совершенствование» института привело к колоссальному разрыву между реальными и декларируемыми целями и фактическим содержанием деятельности участников системы всех уровней.

Несбалансированный и насквозь дырявый 372-ФЗ за два года правоприменения породил в системе внутренние противоречия и черные дыры, обрекающие на провал любую попытку конструктивной инициативы. При этом ряд инструментов контроля деятельности СРО оказался в руках дирекции НОСТРОЙ, и каждое поползновение спросить с неё за растраченный рубль немедленно пресекается прямыми угрозами провести мониторинг деятельности и инициировать внеплановую проверку СРО со стороны органов надзора.

Как следствие, систему принятия коллегиальных решений и управления ассоциацией поразил паралич. Лучше всего противоречия видны в дискуссиях, разворачивающихся вокруг ведения Национальных реестров специалистов, когда абсолютно все спикеры – от чиновников до специалистов СРО – при внесении тех или иных предложений тщательно скрывают свои истинные цели, проблемы и интересы. Двойные стандарты, лицемерие, искажение и подтасовка фактов стали для участников саморегулирования привычным делом. И представить, как, например, сегодняшний состав Совета НОСТРОЙ (при всем уважении к персоналиям, в него входящим) отчитывается перед своими окружными конференциями о том, почему он голосовал за, когда конференция была против, сегодня просто невозможно.

«Правда о СРО» неоднократно писала о последствиях реформы саморегулирования в части деятельности национальных объединений СРО строительной сферы. При наличии обязанности платить членские взносы в организацию, которая является держателем двух федеральных реестров, и полном отсутствии работающих механизмов влияния на её деятельность, исполнительные органы такой организации естественным образом стремятся использовать имеющиеся возможности с максимальным эффектом.

Мы видели, как круглые суммы общественных средств под возмущенный гул большинства руководителей СРО были потрачены на стопки бумаги в рамках программы разработки стандартов НОСТРОЙ. Мы видели, как более скромные суммы под крики о незаконности и бесперспективности были списаны на создание сервиса по проверке данных специалистов НРС, и знаем, чем закончилась эта инициатива. Список подобных проектов длинней, чем можно предположить. Но членские взносы продолжают поступать, и для их освоения требуются всё новые прожекты по производству бумаги и программного обеспечения. Просто потому, что бумага все стерпит, а совершенствовать программное обеспечение (особенно добровольного применения и с неясным назначением) можно бесконечно долго и дорого.

Один такой проект сомнительной эффективности – издание бумажной Строительной газеты – хорошо известен, подробно рассмотрен и гарантированно будет кормить причастных лиц до наступления в НОСТРОЙ очередных кадровых перемен.

Более свежий проект по использованию общественных средств НОСТРОЙ представил в рамках прошедшего съезда. Делегаты могли просто не заметить, как единогласно одобренные ими приоритетные направления и увязанная с ними смета привели к появлению документа под названием «План мероприятий по определению и разработке материально-технической базы для функционирования системы независимой оценки квалификации и профессионально-общественной аккредитации в строительстве».

Представляя документ, исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин не счел нужным сообщать участникам круглого стола «Развитие системы квалификаций в строительстве (НРС + НОК)» по чьему поручению и на основании каких решений данный документ был разработан. Участникам круглого стола также не сообщили, из каких средств мероприятия плана будут финансироваться. Возможно, какие-то средства изыщет СПК. В бюджете НОСТРОЙ больше всего для обеспечения мероприятий плана подходит статья «3.3-20 Развитие национальной системы квалификаций в области строительства», по которой в будущем году планируется израсходовать 5 000 000 рублей. План составлен на шесть месяцев 2020 года, и для начала работы в заданном направлении пяти миллионов должно хватить.

По большому счету дирекция могла бы и не представлять этот документ публично, т.к. согласовывать и утверждать его будут персонально вице-президент НОСТРОЙ и председатель СПК в строительстве Александр Ишин и президент НОСТРОЙ Антон Глушков. С другой стороны, как уже неоднократно случалось, в случае появления неудобных вопросов, пятиминутного упоминания на публичном мероприятии о том, что дирекция НОСТРОЙ разрабатывает некий план и открыта для любых предложений и пожеланий, вполне достаточно для заявления, что данная работа ведется по предложению профессионального сообщества, а сам проект широко обсуждался, и все разумные предложения были учтены.

Суть проекта проста. Дирекция НОСТРОЙ по итогам различных дискуссий про НРС сформулировала ряд предложений для внесения в Градкодекс изменений, предусматривающих расширение состава специалистов НРС и введение для них обязательной независимой оценки квалификации. Как выразился Виктор Прядеин, такие формальные требования как десятилетний стаж, наличие профильного образования и свидетельства о повышении квалификации никак не могут свидетельствовать о реальной квалификации специалиста. Теперь только экзамен (тестирование) в рамках НОК, результаты которого утверждены СПК в строительстве, способен подтвердить реальную способность специалиста заниматься организацией строительства.

На материально-техническое обеспечение возможности протестировать более 200-т тысяч специалистов НРС и направлен новый проект. Разумеется, обязательность НОК введена пока в единственной отрасли (в лифтовом хозяйстве). Разумеется, идеи поголовной оценке квалификации специалистов НРС пока не утверждены даже на уровне стратегии и весьма далеки от того, чтобы стать законодательной инициативой. К сожалению, Национальный совет по квалификациям при Президенте РФ еще не определился с требованиями к структуре ЦОК в регионах*….но эти и другие обстоятельства неспособны охладить созидательный пыл исполнительного директора НОСТРОЙ Виктора Прядеина и его заместителя Валерия Карпова, которые спешат обеспечить свое прямое участие  в проверке достоверности тестирования специалистов НРС.

Основная идея проекта заключается в полном отказе от человеческого участия в просмотре материалов видеофиксации экзамена. Согласно требованиям проведения НОК, процесс заполнения теста в обязательном порядке фиксируется на видео, в состав которого входит предъявление документа удостоверяющего личность и непрерывная запись процесса заполнения теста. У лифтовиков, которые стали пионерами в массовой оценке квалификации, записи на предмет выявления нарушений просматривают десять выделенных специалистов. Сотрудники НОСТРОЙ предлагают использовать для этих целей технологию прокторинга*, включающую сбор биометрических данных специалиста, механическое зрение и искусственный интеллект, способный анализировать критические изменения в поведении экзаменуемого (такие, как взгляд в сторону, отход от экрана или разговоры во время теста). Часть средств пойдет на покупку программной базы (если, конечно, она еще не куплена), а другая будет использована на организацию «комплексного апробирования» новых технологий в течение ближайших месяцев (кстати, первым подопытным стал Александр Ишин, прошедший тест на выставочном стенде НОСТРОЙ). Программный прокторинг, по замыслу инициаторов его внедрения, минимизирует участие посторонних лиц в процессе наблюдения за экзаменом и выявления нарушений, а также позволит централизованно собирать статистику нарушений по множеству параметров.

Времени на обсуждение данной инициативы руководителям СРО – участникам круглого стола не дали, но несколько вопросов и сомнений все-таки попали в эфир и зависли в нем без ответа:

  • Что будет делать НОСТРОЙ, если независимую оценку квалификации не смогут пройти, например, 2/3 специалистов, уже внесенных в НРС? Как в такой ситуации будет решен вопрос обеспеченности отрасли специалистами? (Судя по реакции, Виктору Прядеину и Валерию Карпову такой вариант развития событий даже не приходил в голову и его не рассматривали).
  • Насколько приемлема ситуация, при которой держателем НРС, базовой организацией СПК и владельцем программного обеспечения для короля результатов независимой оценки квалификации будет одна и та же организация? (Судя по реакции спикеров, именно к такой ситуации дирекция НОСТРОЙ и стремится).
  • Как будет решен вопрос исключения из НРС специалистов, не соответствующих новым требованиям? (В законотворческих предложениях НОСТРОЙ такой пункт отсутствует).
  • Как будет выглядеть организационная структура отношений СРО, экзаменационных площадок, СПК и НОСТРОЙ?
  • Сколько в реальности будет стоить тестирование и сколько попыток его пройти будет у специалиста?

Для опытного руководителя при одном взгляде на план мероприятий станет очевидно, что эти вопросы его авторов не беспокоят. У них другие цели.

Одним из элементов достижения этих целей станет установление максимального контроля над экспертами ЦОК. Для этого СПК пересмотрит порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и актуализирует требования к экспертам центров оценки квалификации. Экспертов ЦОК обяжут пройти повышение квалификации и аттестацию на право принимать экзамены. Александр Ишин подчеркнул, что требования к квалификации экспертов ЦОК будут значительно выше требований к обычным специалистам.

Ввод системы в эксплуатацию (июнь 2020 года) дальновидно предусматривает «масштабирование работы с учетом динамики численности центров оценки квалификации и соискателей». Другими словами, если результаты освоения бюджета НОСТРОЙ вновь окажутся невостребованными, «масштабирование» нивелирует их ничтожность.

P.S. Ответ на вопрос, кто принял решение использовать ресурсы НОСТРОЙ на данный проект и в данный период времени, очевиден: решение приняли делегаты XVIII Всероссийского съезда НОСТРОЙ, а утвердит его единоличный исполнительный орган объединения.

Pro Sro


*5 декабря этот вопрос будет обсуждаться на V Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций России».

**Прокторинг – это процедура наблюдения и контроля за дистанционным испытанием (от англ. «proctor» – человек, который следит за ходом экзамена в университете).

Комментарии:

  1. такие цифровые платформы для цоков уже есть готовые и успешно внедрены. Например в СПК ЧС. Чего тут апробировать-то?

  2. не рановато прокторингом то увлекаться? может пока энурез пока поправить в ожидании обязаловки нок и поправок в ГрК
    Программное обеспечение устаревает гооорааааздо быстрей законодательных инициатив 😉

  3. Так я так и не понял, на разработку программного комплекса конкурс будут объявлять и еще второй — на опробирование? или просто так пять млн поппилят ))))

Добавить комментарий для Коля Жук Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*