Регуляторная гильотина уже отсекла множество избыточных требований. Вместе с тем, местами в правовом регулировании образовались отверстия, полные неопределенности. Одну из таких правовых туманностей обнаружил наш постоянный автор.
С 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.07.2020 № 1136 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ, об отмене некоторых НПА федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сферах теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности, строительства и ЖКХ» утратил силу Приказ Минстроя России от 06.04.2017 № 688/пр «О порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, <…>».
Пунктом 13 указанного Приказа было предусмотрено, что заявление физического лица о включении сведений о нем в НРС должно содержать страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Однако Минстрой России вопреки части 7 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ порядок включения сведений о физическом лице в национальные реестры специалистов и их исключение из таких реестров не утвердил. По какой причине такой порядок не утвержден – не ясно.
Поэтому у специалистов возникают закономерные вопросы, насколько правомерно требование об обязательности указывания в заявлении о включении в НРС СНИЛС физического лица.
В силу правового вакуума Правовой департамент Минстроя решил выступить в качестве разъясняющего и выпустил письмо от 3 августа 2021 г. № 32202-ТБ/02, которое подписала небезызвестная Татьяна Бармина.
В самом начале заместитель директора Правового департамента Минстрой России констатирует:
«Частью 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень минимальных требований, которым физическому лицу необходимо соответствовать для включения сведений о нем в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национальный реестр в области строительства. При этом частью 8 указанной статьи определены основания для отказа физическому лицу во включении сведений о нем в национальный реестр специалистов, в которых непредставление страхового номера индивидуального лицевого счета (далее — СНИЛС) отсутствует.»
Если не читать дальше позицию Минстрой России, то можно сделать вывод, что предоставление СНИЛС в заявлении о включении физического лица в национальный реестр специалистов не требуется.
Однако это не так. Во-первых, ни одно национальное объединение СРО (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) не исключили из своих регламентов ведения реестров специалистов требование о предоставлении в заявлениях СНИЛС.
Во-вторых, по мнению Минстроя, СНИЛС требуется при поступлении на работу для упорядочивания индивидуальных сведений о работнике и о суммах, которые перечисляет работодатель на индивидуальный пенсионный счет работника в счет будущей пенсии, а также для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Далее идет ссылка на нормы части 5 статьи 52 Гражданского кодекса РФ и статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» согласно которым, национальные объединения саморегулируемых организаций вправе утверждать внутренние регламенты, положения и иные не противоречащие законодательству внутренние документы. По мнению Минстроя, требование указания СНИЛС в заявлении о включении в НРС законодательству РФ не противоречит.
Однако, в этом же письме признается, что в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, для идентификации и аутентификации личности иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» — паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина России на территории страны.
Таким образом, только паспорт гражданина РФ или иностранного гражданина являет документом для идентификации и аутентификации личности. СНИЛС – это всего лишь документ, подтверждающий регистрацию граждан РФ в пенсионной страховой системе. А идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) – это цифровой код, упорядочивающий учёт налогоплательщиков в Российской Федерации.
Предлагаю уважаемым читателям высказать свое мнение по следующим вопросам:
- Насколько в таком случае необходимо и обоснованно требование НОПРИЗ и НОСТРОЙ по обязательному указанию СНИЛС в заявлении о включении сведений в национальный реестр специалистов?
- Необходимо ли НОСТРОЙ и НОПРИЗ исключить требование по обязательному указанию СНИЛС в заявлении о включении сведений в национальный реестр специалистов?
ПРАВОВЕД
специально для Правды о СРО
СНИЛС для НРС не отменят. На Ростелекомовском портале Госуслуги.Ру номер СНИЛС пользуют как основной и чуть ли не единственный инструмент верификации пользователей. Правового объяснения этому никакого нет, но факт остается фактом. В свете предстоящей интеграции НРС с сайтом госуслуг отменить СНИЛС просто невозможно.
поддержку в части бесперспективности. При всей привлекательности идеи, поправки в регламенты внести на уровне советов НО СРО невозможно. Суд скорее всего тоже укажет на правомочность нко устанавливать требования…
Г-да, по этому вопросу есть позиция сенаторов 😉
март: «Глава комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко выступила с предложением ввести законодательные ограничения на перечень персональных данных, которые могут собирать организации, не являющиеся налоговыми агентами, в частности, торговые точки.»
август: «Первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова заявила, что считает целесообразным обсудить ограничение сбора избыточных персональных данных…»
тут есть над чем подумать 😉