Минстрой готовит сюрприз

Surpriz!

Накануне ХVIII Всероссийского съезда строительных СРО Минстрой России представил бомбический пакет поправок в Градостроительный кодекс РФ, разработанных в целях реализации механизма «регуляторной гильотины».

Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» 27 ноября опубликован для общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Наряду с поправками, связанными с техническим регулированием и аттестацией экспертов, предложен большой блок изменений в главу 6.1.

В случае принятия законопроекта, в Градостроительном кодексе РФ наряду с компенсационным фондов возмещения вреда и компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств появится понятие «компенсационного фонда, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля 2016 года». На средства такого компенсационного фонда будут распространяться статус и требования к средствам компенсационных фондов ВВ и ОДО. Указанная поправка должна разрешить правовую коллизию в отношении средств компфондов, собранных членами СРО до принятия 372-ФЗ, и замороженных на счетах обанкротившихся банков: права владельца банковского счета, на котором размещены такие средства, при исключении СРО из государственного реестра перейдут соответствующему Национальному объединению.

Кроме того, в результате принятия законопроекта будут упразднены нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к кредитным организациям, в которых допускается размещение средств компенсационных фондов, правила инвестирования данных средств, а также порядок взаимодействия Национальных объединений и саморегулируемых организаций, исключённых из государственного реестра СРО. Нормы, закрепленные в перечисленных выше НПА, будут прописаны непосредственно в Градостроительном кодексе РФ.

Гильотина коснётся и утвержденного Минстроем России Порядка включения сведений о физических лицах в национальные реестры специалистов, внесения изменений в данные сведения и их исключение.

В части национальных реестров специалистов пакет поправок предусматривает также изменение минимальных требований, которым должны соответствовать специалисты, претендующие на включение в реестр. Так, требования к образованию расширены возможностью иметь высшее техническое образование и профессиональную переподготовку по специальности, направлению подготовки в области строительства, если такая переподготовка осуществлялась по типовым профессиональным программам.

Наконец, некоторые изменения претерпят функции Национальных объединений СРО строительной сферы. В частности, из перечня функций исключен пункт о разработке и утверждении стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства. Соблюдение таких стандартов членами СРО, в соответствии с текстом законопроекта, не сможет быть предметом контроля со стороны саморегулируемых организаций, а также поводом для дисциплинарных взысканий. Не говоря уже о том, что программа «перезагрузки системы стандартизации», которую НОСТРОЙ запланировал реализовать в будущем году и под которую выделил 15 миллионов рублей, окончательно утратила всякий смысл.

В завершение отметим, что единственным обоснованием разработки данного законопроекта Правовой департамент Минстроя России заявляет реализацию механизма «регуляторной гильотины», а значит, ему обеспечен зелёный свет как на уровне Правительства РФ, так и в Государственной Думе. Сюрпризы от разработчиков могут ожидать участников рынка лишь на втором чтении законопроекта – именно на этом этапе в проекты федеральных законов попадают самые неожиданные и парадоксальные новеллы.

Вступление законопроекта в силу намечено на 1 января 2021 года. Таким образом, он должен быть рассмотрен и принят не позднее 1 июля следующего года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*