Меры поддержки застройщиков: депутаты задают вопросы

studiostoks

Шесть комитетов Государственной думы РФ рассмотрели очередные меры поддержки строительной отрасли в условиях санкционного давления.

Третий правительственный законопроект, направленный на поддержку отрасли, в числе прочего, упрощает процедуры строительства магистральной инфраструктуры и строительства в границах приаэродромных территорий, запрещает органам власти требовать от застройщиков документы, которые они могут получить самостоятельно, устанавливает предельный срок исполнения кадастровых работ, освобождает малые предприятия от обязательного членства в строительных СРО.

Большинство думских комитетов, назначенных соисполнителями по законопроекту № 94578-8, поддержали его концепцию и рекомендовали принять в первом чтении, внеся небольшие изменения.

Комитет по культуре согласился с возможностью отмены процедуры государственной историко-культурной экспертизы для определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия на земельных участках, подлежащих хозяйственному освоению, но при условии обязательного проведения археологических исследований.

Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям высказал опасения, что принятие законопроекта в текущей редакции повлечет риски безвозмездного использования земельных участков застройщиками линейных объектов в ущерб интересам собственников таких участков, а также необоснованных отказов в регистрации прав на линейные объекты. Эксперты предложили дополнительно проанализировать соответствующую новеллу и, при необходимости, добавить в нее перечень документов, подтверждающих окончание строительных работ в период действия договора аренды земельных участков.

Правовое управление в своем отзыве также указало на необходимость конкретизировать, как именно будет определяться срок окончания строительства линейного объекта для применения нормы, согласно которой истечение срока действия договора аренды земельного участка не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав в отношении такого объекта.

Однако, нашлись и те, кто счел, что законопроект нуждается в существенной доработке.

Комитет по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды отметил, что предложенные правительством новеллы позволят строить промышленные объекты на особо охраняемых природных территориях, в связи с чем большинство из них будут подвергнуты серьезному негативному воздействию от промышленной деятельности.

Эксперты добавили, что предложенный в законопроекте подход влечет значительный риск истощения популяций и природных экосистем, нарушения структуры природных биоценозов, распространении возбудителей заболеваний животных и растений, проникновении в природные экосистемы живых генетически измененных организмов, гибель объектов животного и растительного мира. При этом авторы законопроекта не предусматривают обязанности строителей и инвесторов осуществлять какие-либо мероприятия, компенсирующие эти риски.

Негативные последствия от принятия законопроекта №94578-8 предвидит и Комитет по аграрным вопросом. Депутатов смутила норма, предлагающая закрепить право Правительства РФ установить случаи, в которых в 2022 году возможно будет осуществлять любую градостроительную деятельность без согласования с Росрыболовством, Минсельхозом России, Минприроды России и субъектами Российской Федерации.

Комитет по аграрным вопросам считает недопустимым вести градостроительную деятельность на сельскохозяйственных угодьях, мелиорируемых землях, на опытных полях сельскохозяйственных научных организаций, на землях, имеющих особый охранный статус.

По мнению членов думского комитета, эта норма не только не имеет отношения к развитию российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, но и создает угрозу эффективной мелиорации земель, а также риски необоснованного вывода земель сельскохозяйственного назначения из оборота при переводе в иные категории земель.

Оба комитета также отметили, что в представленных к законопроекту материалах отсутствует обоснование предлагаемым изменениям.

Норма об освобождении подрядчиков, заключающих контракты на строительные работы до 10 млн рублей от обязательного членства в СРО, вопросов у депутатского корпуса не вызвала.

В завершение напомним, что законопроект рассматривается по ускоренному графику, поскольку предлагаемые им меры поддержки направлены на повышение устойчивости строительной отрасли и некоторые из них носят срочный характер. Документ был внесен в Государственную думу 25 марта 2022 года, а уже 1 апреля комитеты-соисполнители* представили свои отзывы. Дата рассмотрения законопроекта №94578-8 в первом чтении пока не определена.

Отметим, что часть мер поддержки строителей, согласованных правительством в рамках «третьего пакета» включена в законопроект № 99018-8 о поправках в закупочное законодательство, внесенный в Госдуму в конце прошлой недели.

UPD первое чтение законопроекта запланировано на 6 апреля 2022 года.


*Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству не представил отзыва на законопроект к установленному сроку. Однако, опубликованный отзыв комитета от 3 апреля 2022 года замечаний концептуального характера не содержит.

Комментарий

  1. О! неужели застройщиковское лобби наконец встретило вялое сопротивление. кто то должен это остановить. им и так уже разрешили объекты в срок не сдавать безовсяких последствий по два года. Кто через три года будет это все разгребать? кто дольщикам возместит? вписали народ ипотеку а теперь все правила побоку?

Добавить комментарий для печальный житель Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*