В марте будущего года Правительство РФ планирует вынести на рассмотрение депутатов Госдумы поправки в Градостроительный кодекс, направленные на снижение финансовой нагрузки на членов СРО строительного комплекса. Соответствующее Распоряжение № 2216-р о внесении изменений в правительственный План законопроектной деятельности на 2020 год подписал премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин. Ответственным за подготовку законопроекта назначен Минстрой России.
Суть поправок в распоряжении не раскрывается, однако ранее президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил, что профессиональное сообщество согласовало с Минстроем включение в законопроект трех инициатив:
- использование процентов от размещения средств компенсационного фонда на финансирование деятельности Национальных объединений СРО и аппаратов саморегулируемых организаций;
- отмена банковской гарантии для участников закупок – участников компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств: членам строительных СРО – по контрактам до 60 млн рублей, членам проектных СРО – до 25 млн рублей;
- возможность уплаты налога на доходы от размещения в банке средств компенсационных фондов за счет этих доходов для саморегулируемых организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Напомним, что идея использовать средства в размере не более 1% от доходов, полученных от размещения средств компенсационных фондов на специальных банковских счетах или на депозитах, на нужды Национальных объединений СРО впервые прозвучала в конце 2017 года. А уже в мае 2018 года инициатива была включена в законопроект, разработанный Минстроем России в тесном сотрудничестве с Национальным объединением строителей. На тот момент данная идея не вызвала энтузиазма ни у участников профессионального сообщества, ни у чиновников: Минэкономразвития России выдало на законопроект отрицательное заключение, заявив, что некоторые его положения вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и приводят к возникновению необоснованных расходов как для предпринимателей, так и для бюджетов всех уровней.
Однако накануне XIX Всероссийского съезда строительных СРО, на котором делегатом предстояло проголосовать за повышение отчислений на нужды НОСТРОЙ с 5 000 до 6 800 рублей за одного члена в год, отдельные саморегуляторы сочли эту инициативу не такой уж и плохой. Окружная конференция СРО – членов НОСТРОЙ по городу Санкт-Петербургу рекомендовала исполнительной дирекции НОСТРОЙ вместо повышения взносов усилить работу по продвижению законодательной инициативы об отчислении части дохода от размещения средств компфондов на нужды СРО и национального объединения.
Таким образом, финансовая независимость национальных объединений СРО от своих членов в обозримом будущем может стать реальностью.
Вопрос отмены банковской гарантии для участников компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств также неоднократно поднимался в строительном сообществе и даже был представлен на рассмотрение Государственной думы в рамках законопроекта о внесении поправок в Градостроительный кодекс и 315-ФЗ в части работы саморегулируемых организаций. Однако ко второму чтению эта инициатива была исключена из законопроекта.
Наконец, о необходимости поправок, связанных с возможностью уплаты налога на доходы от размещения в банке средств компенсационных фондов за счет этих доходов, для СРО, использующих упрощенную систему налогообложения, руководители саморегулируемых организаций говорят с момента введения саморегулирования в строительстве. На сегодняшний день, вследствие несовершенства Град кодекса, более половины саморегулируемых организаций используют УСН и вынуждены уплачивать налоги с указанных доходов из членских взносов.
В завершение отметим, что в План законопроектной деятельности на 2020 год включены еще три законопроекта, разработанных Минстроем и уже представленных на рассмотрение Правительства РФ:
- О внесении изменений в статьи 54 и 60 Градостроительного кодекса РФ (в части осуществления мероприятий государственного строительного надзора);
- О внесении изменений в статью 48-1 Градостроительного кодекса РФ (в части отнесения к особо опасным и технически сложным объектам отдельных объектов инфраструктуры электронной и (или) радиоэлектронной промышленности);
- О внесении изменений в статью 1 Градостроительного кодекса РФ (в части регулирования вопроса реконструкции и капитального ремонта трубопроводов).
Предполагается, что эти три законопроекта будут внесены на рассмотрение Государственной Думы РФ в декабре 2020 года.
Если НОСТРОЙ станет финансироваться за счет средств КФ, то необходимость отчитываться за свою работу будет неаектуальной. Как бы такое снижение нагрузки не вышло боком для самих СРО.